Авторы: Алина Байздренко
Александр Кизик
06/04/24
Тренды весна-лето 2024 с «Дураками» и «Петербургом глазами инженера»

Гайд: про­мышленная архитектура

ВВЕДЕНИЕ
Потепление и долгожданный сухой асфальт — верные признаки необходимости выгулять свои косточки, которые смогли пережить зиму и явно нуждаются в разминке.

Этот гайд The Fools составили вместе с Александром Кизиком — краеведом и гидом просветительской команды «Петербург глазами инженера». От «Дураков» — вводные данные и субъективное мнение Алины, от Александра — экспертная оценка и точные рекомендации по локациям.

Направьте сезонное обострение на улучшение статистики в каком-нибудь шагомере, а мы сейчас расскажем об отличном маршруте для этой цели.
Один из шедевров промышленной архитектуры, который по праву украшает Петербург наравне с дворцами и соборами. Можно назвать этот газгольдер этаким индустриальным Пантеоном Обводного канала, символизирующим промышленную революцию, в Российскую империю пришедшую только в XIX веке. Создатель этого объекта Рудольф Бернгард (1819—1887) — архитектор и гражданский инженер-строитель, профессор Академии художеств и первый директор Института гражданских инженеров. Бернгард внес неоценимый вклад в развитие петербургского промышленного зодчества.

Александр Кизик
ГАЗГОЛЬДЕР
Газовый завод Общества столичного освещения
Архитекторы Бернгард Р.Б., Бернгард В.Р.
1884 год
Не знаю, как часто вы, любимые читатели The Fools, бываете на Обводном канале, но для меня газгольдер остается чуть ли не единственным поводом заглянуть в эту часть города. Кажется, функция планетария подходит ему так же хорошо, как весна Петербургу, но обо всем по порядку.

Газгольдер — это резервуар для хранения газов. Таких в Петербурге было построено несколько, и все они пользовались спросом в XIX веке, но недолго: вскоре после их строительства электрическая лампочка вытеснила с улиц газовый фонарь и потребность в хранении газов вместе с ним. В течение следующего века «Общество столичного освещения», которому и принадлежали газгольдеры на Обводном канале, меняло профиль, основывая его на коксовом производстве. В 1972 году завершилась и эта деятельность, а замечательные кирпичные цилиндры остались не нужны: с тех пор они либо используются как склады, либо пустуют. Все, кроме одного — нашего главного героя, который в 2017 году превратился в Планетарий №1.

Теперь здесь базируется самый большой в мире проекционный купол, под которым прячутся звездный зал, музей, образовательные классы и обсерватория. Сложно не отметить какую-то литературность в изменениях: сегодня газгольдер освещает не фонари, а небесные тела и земные умы.
ТКАЦКИЙ КОРПУС
Бумагопрядильная мануфактура «Невка»
Архитектор Николай Васильев
1911 год
Первое, что бросается в глаза — «силуэт на фоне неба», собирающийся на Выборгской набережной кирпичными башнями и высокими трубами. Его строительная история началась в 1849 году, когда здесь были возведены пятиэтажный бумагопрядильный корпус и одноэтажные конторские здания.

Далее — расширение, строительство новых цехов, подложное банкротство владельца, взрыв и поджог фабрики зимой 1877 года ради получения страховых выплат (сколько же лет этим приемчикам!) и ее закрытие через 9 лет.

Еще через несколько зим фабрику выкупило Товарищество Невской ниточной мануфактуры, восстановившее сгоревший корпус и построившее вместе с новым несколько жилых домов для рабочих.

И опять: новый владелец, новое расширение, новый пятиэтажный корпус, три водонапорных башни, национализация, переименование, а с 1997 — Прядильно-ниточный комбинат «Красная нить».
Выборгская набережная могла бы стать кусочком Манчестера в Петербурге (комплекс «Красный треугольник» все еще может, но уже верится в это все меньше и меньше). Как и в британском индустриальном городе, на этой набережной появилась целая «грибница» бумагопрядильных и ткацких мануфактур. И самой впечатляющей из них была именно мануфактура «Невка». В 1911 году по проекту архитектора Николая Васильева был возведен удивительный корпус с тремя вертикалями водонапорных башен, напоминающих средневековые донжоны. Насколько Николай Васильев был разносторонним архитектором: он создал Соборную мечеть Санкт-Петербурга и дом на Литейном проспекте, который петербуржцы обожают, ведь там находится книжный магазин «Подписные издания». К сожалению, краснокирпичные мануфактуры на Выборгской набережной утонули в упрощенных геометрических формах стеклянной застройки XXI века: и визуальные взаимосвязи, и масштаб пространства утеряны.

Александр Кизик
ЛЕВАШОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
Инженер Георгий Марсаков
1930—1933 года
Так-с, так-с, так-с… Кто тут у нас? Претендент на звание новой городской точки притяжения? Материальное воплощение инженерной мысли?

Хлебозавод, функционирование которого началось в 1933 году, запоминающуюся форму приобрел не просто так. Внутри цилиндров с ритмичными оконными проемами скрывался механизм автоматизированной линии приготовления хлеба — спиралевидный маршрут, за время прохождения которого сверху-вниз тесто распределялось по формам, выпекалось и готовилось к отправке прямиком на полки магазинов.

Завод, бесперебойно работавший в годы блокады Ленинграда, закрылся в 2012. К тому времени он уже перенес несколько капитальных ремонтов и повлиявшую на архитектурный облик смену оборудования, после которых на несколько лет завис в аварийном состоянии.

Два года назад компания RBI, купившая объект архитектурного наследия, завершила его реконструкцию, и сегодня за все теми же стенами располагается не только головной офис владельцев, но и культурный центр с блокадным мемориалом.
Интерес к советскому архитектурному авангарду набирает обороты в Петербурге, и это очень радует. Особенно исследователей промышленной архитектуры. Левашовский хлебозавод — настоящий подарок в данном контексте. Самое ценное, что в обновленном пространстве компания RBI создала специальную экспозицию, рассказывающую о работе хлебозавода-автомата. А это уже «индустриальная археология» — область деятельности по изучению и сохранению всего, что связано с эпохой индустриального общества.

Александр Кизик
ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ ТРАМВАЙНЫЙ ПАРК
Гражданский инженер Леонид Горенберг
1909 год
История трамвайного парка началась в 1904 году, когда городская дума приняла решение о его строительстве и объявила международный конкурс на разработку проекта. Победителем стала фирма «Вестигауз», которая и занималась строительством парка по замыслу Леонида Горенберга с 1906 года. Первый трамвай вышел на регулярный маршрут через год 29 сентября.

После территорию парка было решено расширить на запад, и к работе был привлечен гражданский инженер А.Ламагин: он частично перестроил существовавшие здания, возвел ремонтные мастерские и административное помещение.

Сейчас трамвайный парк продолжает работать не только по своему первоначальному назначению: в нем также есть музей, в котором можно ознакомиться с историей городского наземного транспорта (от конок до современных троллейбусов) и рассмотреть миниатюры (а миниатюры всегда-всегда заслуживают внимания).

Кстати, о влиянии трамвайной сети на архитектурный облик города уже писал Антон Тендитный: для The Fools он составил гайд, раскрывающий петербургские ноздри и закрывающий ряд вопросов.
Хочется отметить, что в архитектуре трамвайного парка можно найти готические мотивы — мощные контрфорсы и небольшие башенки над ними, напоминающие пинакли готических соборов. Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») – вертикальная конструкция, представляющая собой выступающую часть стены, вертикальное ребро. Обращение к готике объясняется сходством в использовании строительного материала — красного кирпича — и убежденностью авторов в том, что именно архитектура Средневековья была наиболее рациональна и поэтому больше подходит промышленному зодчеству.

Александр Кизик
ЗАВОД «КРАСНЫЙ ГВОЗДИЛЬЩИК»
Архитекторы Чернихов Я.Г., Фельгер М.Д., Сахновский К.В.
1930 год
Конструктивистская звездочка, настоящая знаменитость Васильевского острова когда-то натерпелась от бездействия владельцев и разрушений, но наконец-то можно сказать, что ее страдания остались в прошлом.

Завод «Красный гвоздильщик», состоящий из канатного цеха и водонапорной башни, был частью внушительной по размерам промышленной зоны и окружен другими цехами (прокатным, сталелитейным и электростанцией), а широкую известность приобрел благодаря эффектности бетонного цилиндра, возвышающегося на опорах над вытянутым корпусом цеха и перспективой улицы.

«Динамичная композиция», «острый контраст», «пластическая экспрессия», «сквозная пространственная структура» — такими словами сопровождают описание проекта, автором которого стал Яков Чернихов.
Существует такой интересный факт: когда Петербург первый раз посетила великая архитекторка Заха Хадид (первая в истории женщина, награжденная Притцкеровской премией), сначала она захотела увидеть не Зимний дворец, не Исаакиевский собор, не Дворцовый мост, а именно водонапорную башню завода «Красный гвоздильщик».

Александр Кизик
СОЛОДОВНЯ
Пивомедоваренный завод «Бавария»
Гражданский инженер Лев Серк
1911—1912 года
Если речь зашла о страданиях и муках, которые вынуждены выносить памятники культурного наследия, то нельзя не вспомнить солодовню пивоваренного завода «Бавария».

Кирпич и железобетон, главное здание и сушильные камеры, мощные вытяжные трубы и скрывающие их декоративные щипцы, изящное объединение всех частей сооружения в один блок — все вышеперечисленное в 1980-х годах было испещрено отверстиями для заложения в них взрывчатки, благодаря которой новые владельцы здания хотели от него избавиться.

К этому времени солодовня уже находилась под охраной как памятник местного значения, а ее собственники умышленно в течение нескольких лет доводили сооружение до аварийного состояния. Кажется, именно благодаря работе прокуратуры мы еще можем видеть это здание между Петровским проспектом и рекой Ждановкой.
Сейчас трудно представить, но Петровский остров начиная с конца XVII века был одной из первых промзон Петербурга. Здесь в восточной части работал воскобелильный завод, затем открылись канатная фабрика Гота, химический завод Ждановых, завод искусственных минеральных вод, многочисленные лесопилки. В западной части находился нефтеперегонный завод американца Уильяма Рапса. В то время власти не препятствовали возникновению промышленных гигантов на периферии, к которой относился и Петровский остров. Солодовня завода «Бавария» чудом уцелела, но уже без своих мощных вытяжных труб. И это почти единственный объект, который может как-то напоминать о промышленной странице в истории острова.

Александр Кизик
ПРЯДИЛЬНЫЙ КОРПУС С КУЗНИЦЕЙ И ДЫМОВОЙ ТРУБОЙ
Выборгская бумагопрядильная мануфактура
Архитектор и гражданский инженер Василий Косяков
1899 год
В сером поясе Выборгской набережной, который с каждым годом становится все привлекательнее для девелоперов и историков, далеко не последнее по важности место занимает бумагопрядильная мануфактура, сменившая за 200 лет существования несколько названий: АО «Воронин, Лютш и Чешер», Выборгская бумагопрядильная фабрика, Прядильно-ткацкая фабрика «Красный маяк».

Вытянутое перпендикулярно набережной кирпичное здание дополняет индустриальный пейзаж высокой башней и дымовой трубой.
Еще один из элементов экспрессии промышленного пейзажа Выборгской набережной, когда-то сформерованного бумагопрядильными мануфактурами. Творение выдающегося гражданского инженера и архитектора Василия Косякова, построившего Морской Никольский собор в Кронштадте.

Архитектурный стиль, в котором построено здание, в Петербурге называют «кирпичным». Неброскую красоту и выразительность кирпичным фасадам придавали с помощью рельефной кладки, оставляя их обнаженными, без штукатурки, что удешевляло строительство и не требовало частого ремонта. Так рождались кирпичные арки, своды и декоративные пояса, а фронтоны украшались фигурной кладкой в виде ступенчатых зигзагов и крестов. Реставрация подобных объектов создает архитектурное разнообразие Петербурга, и дает надежду, что интерес к промышленной архитектуре только начинает расцветать.

Александр Кизик
ОРУЖЕЙНО-ПУШЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Обуховский сталелитейный завод
Гражданский инженер Федор Лумберг
1890—1910 гг.
Акционерное общество «Обуховский сталелитейный завод» было основано в 1863 году и уже к концу века насчитывало около 4000 сотрудников, а также тигельную, сталелитейную, молотовую, чугунно-литейную, пушечно-отделочную мастерские, кузницу, лабораторию, газовый завод и древосушилку, заводской сад с музыкой по воскресным дням, училище, школу, библиотеку, читальню, хор и оркестр…

За полтора века работы Обуховский завод несколько раз менял название, переходил из рук частных владельцев к государству и обратно, но неизменно считался важнейшим предприятием страны, которое приносило награды на международных выставках.

Асимметричные объемно-пространственные решения сформированы несколькими кирпичными корпусами. Вот только найти о них больше информации в интернете мне не удалось… Александр, вам слово!
Это территория включает множество периодов строительства. Наиболее значительный из них, ставший итогом окончательного формирования промышленной среды и инфраструктуры, охватывает середину 1890-х — 1910-е гг. В это время здесь работал гражданский инженер Федор Лумберг (1867—1930-е), построивший целый ряд производственных и служебных зданий, отличающихся выразительной пластикой и вниманием к художественной стороне. Среди них выделяется пушечная мастерская, расположенная вдоль Шлиссельбургского проспекта. Здание ритмично расчленено мощными контрфорсами и завершено системой фонарей (так называют, в данном контексте, стеклянные элементы конструкций кровли, предназначенные для естественного освещения). Особенно эффектным можно назвать зенитный фонарь верхнего света над угловым цехом. Здесь можно смело сказать, что промышленная архитектура нисколько не уступает по красоте шедеврам гражданской и культовой.

Александр Кизик
КОРПУС СИМЕНС
Акционерное общество Русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске»
Архитектор Евгений Бах, гражданский инженер Альфред Ашемур
1899 год
На территории современного пространства «Севкабель Порт» посетителей встречает кирпичное трехэтажное здание. Оно может показаться не самым приметным или интересным в пейзаже Кожевенной линии, но так будет только до тех пор, пока вы не узнаете, что именно располагавшаяся в нем фабрика дала название всему кластеру, а перед этим успела вытеснить те самые газовые фонари с улиц Петербурга, принять участие в проведении трамвайных линий, осветить Зимний дворец и оказать значительное влияние на электротехническое развитие России.
Самый выразительный архитектурный облик в пространстве «Севкабель Порта», на мой взгляд, имеет здание производственного корпуса с котельной и дымовой трубой, возведенное вдоль Кожевенной линии и имеющее статус выявленного объекта культурного наследия (теперь он именуется «Корпус Сименс»). Дымовая труба играет роль доминанты в структуре исторических заводских построек, и подчеркивает индустриальную историю общественного пространства. Фасады здания расчленены по горизонтали межэтажным карнизом. На уровне 2 этажа под карнизом можно увидеть интересные архитектурные элементы — машикули. Исторически машикули — навесные бойницы — располагались в верхней части крепостных стен, башен и оборонительных стен. Через сквозное вертикальное отверстие таких бойниц близко подошедшего врага можно было облить горящей смолой или закидать тяжелыми камнями. С развитием цивилизации машикули превратились в декоративный архитектурный элемент. Это еще раз подчеркивает, как на промышленную архитектуру влияло обращение к Средневековью.

Александр Кизик
САРАИ СУШКИ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЕСА
Остров Новая Голландия
Архитекторы Савва Чевакинский, Жан-Батист Валлен-Деламот
1765—1780
За светящимися вывесками кафе и счастливыми людьми в одном из самых важных общественных центров Петербурга сложно разглядеть здания бывших тюрьмы и склада корабельного леса. Тем не менее первоначальная функция острова заключалась именно в хранении дерева, которое по специально прорытым каналам отправляли прямо к Адмиралтейству.

С.И.Чевакинский возглавил строительство каменных складов, при проектировании которых разработал новую систему хранения и сушки бревен, которая определила внутреннее устройство галерей по периметру острова и контрфорсы их на глухих стенах.

При правлении Екатерины II Чевакинского сменил Жан-Батист Валлен-Деламот, который «очистил» проект от барочных излишеств и продолжил строительство, но в результате просчетов, интриг и отстранений корпус на пересечении каналов завершили только в 1848—1849 годах.

Конечно, вынужденно сжатый пересказ длинной истории острова, которая все еще продолжает складываться. Более полную версию можно узнать на экскурсии от «Петербурга глазами инженера». Ходила, советую.
Да, это одно из самых интересных мест в центре города, которое относится к бурному XVIII столетию истории строительства Петербурга. Водить экскурсии здесь одно удовольствие. Приходите!

Александр Кизик
Иллюстратор Аня Потемкина
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание
Колхас Р., Айзенман П.. Суперкритика // пер. И. Третьяков – М.: Strelka Press. – 2017.