Автор: Неизвестный дурак
20/05/23

васту. лирическое вступление

Демоверсия древнего-предревнего многотомника. Версия Pro без contra.
Там где Васту, —там и Веды; там где Веды, — там и санскрит. Это язык теологов, ученых и жрецов. Их еще называют брахманами — это священники и духовные лидеры, представители высшей касты в Индии, которые до сих пор используют этот язык в различных ритуалах.

Одно слово на санскрите несет в себе множество смыслов — каждый звук или слог может что-то значить. Так, слово vāstu переводится и как «жизнь», и как «пространство», «место». Оно означает участок земли, а также вещь, сделанную из камня, железа или кирпича. Получается, что это понятие включает в себя архитектуру, будь то само место строительства, его планировка, назначение (от храма до частного домика), или даже город, парк, мост или площадь. Васту может быть о дизайне и его элементах: мебели, освещении, малых архитектурных формах, скульптуре и цветовом ряде.

Васту-Пуруша — демон, родившийся во время битвы бога Шивы и демона Адхака. Новорожденного терзал голод, и он начал поглощать все на своем пути. Тогда полубоги обратились к Брахме, богу-творцу, за помощью, и тот велел им удерживать Васту-Пурушу лицом вниз. Они прижимали того своим весом к земле до тех пор, пока их чистая энергия не превратила демона в божество. По приказу Брахмы, Васту-Пуруша стал господином каждого участка, дома и строения, а свой голод он отныне сможет утолить только теми людьми, кто откажется от службы богам в виде молитв и подношений.

С тех пор Васту-Пуруша существует в каждом строении, а задача людей — располагать свои дома так, чтобы «гению места» было удобно лежать.

Эта легенда стала основой для васту-видьи — науке о пространстве и его организации, которая остается созвучной современным строительным правилам. Ее важная часть — мандала — чертеж, изображающий модель вселенной, в которой и живет Васту-Пуруша.

Мандала, согласно текстам пуран, представляет собой большой квадрат, поделенный на 64 или 81 маленький (их называют падами) и содержит в себе изображение Пуруши. Чертеж ориентируют по сторонам света так, что голова оказывается на северо-востоке, ноги — на юго-западе, руки — на юго-востоке и северо-западе. Таким образом, мандала с изображением Пуруши оказывается в основании здания. Все эти действия — часть сложного ритуала, включающего тестирование почвы и рельефа участка, близость и место залегания подземных вод, местоположение дорог, растительности и водных бассейнов (ручьи, реки, озера). Его цель — создать на участке свою собственную Вселенную с только ей присущими чертами — место обитания богов, идеально организованный мир, воплощением которого и становится будущее строение.
Многое из архитектуры и строительства Древней Индии утеряно, но принципы Васту до сих пор применимы благодаря своей технической, практической и жизненной значимости. Васту — система знаний исключительно материального характера; Васту можно и нужно нанизывать на контекст современных научных открытий, создавая таким образом благоприятную почву для диалога интуитивных традиций прошлого и выверенных наблюдений настоящего.

Соединяя древние науки с современными, не отрицая достижений предков, а скрепив их с успехами настоящего, мы сможем создавать удобные, красивые и полезные места для жизни, работы и отдыха.

Научное и полное прочтение литературы по Васту показывает, что архитектор может и должен свободно адаптировать эти правила к новым строительным материалам, местным ограничениям планировки, климатическим и рельефным условиям. И все это — лишь вступительное слово о многогранном мире Васту.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Раскопки Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана, 1964 г.
Мандала Васту-Пуруши
Т
ема Васту напрямую связана с Индией, ее культурой, традициями и историей. Цель этого рассказа — донести до читателя идеи, которые мне очень близки и представляются имеющими право на жизнь. Мне близка философия
ема Васту напрямую связана с Индией, ее культурой, традициями и историей. Цель этого рассказа — донести до читателя идеи, которые мне очень близки
ема Васту напрямую связана с Индией, ее культурой, традициями и историей. Цель этого рассказа — донести
ема Васту напрямую связана с Индией, ее культурой, традициями
Вед, и я полагаю, что их история гораздо древнее официально установленных значений, как минимум потому, что изначальная природа ведических текстов устная, а география их распространения намного шире границ современной Индии.

Отношение к Васту сегодня двояко. Возможно, такой скепсис возникает в том числе из-за большого количества непрофессиональных васту-консультантов, изучивших вопрос поверхностно. Многих же смущает неоднозначность использования термина «наука» в ее современном значении по отношению к предмету, затрагивающему астрологию, философию, психологию и даже хиромантию и нумерологию. Обвинения в шарлатанстве и суеверии, а также в замене архитектурной методологии на религиозные традиции нередки и в самой Индии. Другие говорят о незнании текстов по Васту или об их несерьезном толковании. В общем, вопросов много, и чтобы разобраться в этом хаосе идей, споров и интерпретаций, стоит, прежде всего, хотя бы на мгновение забыть о гегемонии современного научного скепсиса и погрузиться в чарующий мир детских восприимчивости и доверия.

История и мифология древней Индии многогранны и увлекательны. Для начала вспомним о двух древнейших городах, современниках Древнего Египта и Междуречья, родившихся в долинах Инда и Сарасвати — Мохенджо-Даро и Хараппа. Для своего времени это были передовые поселения с регулярной планировкой, строгой застройкой, системой канализационных и прочих коммуникаций. Относительно недавно (середина ХХ века) начатые раскопки пока не дают полного представления об этой культуре, однако известно, что из-за смены направления русла реки Индская и Хараппская цивилизации быстро пришли в упадок.
и представляются имеющими право на жизнь. Мне близка философия Вед, и я полагаю, что их история гораздо древнее официально установленных значений, как минимум потому, что изначальная природа ведических текстов устная, а география их распространения намного шире границ современной Индии.

Отношение к Васту сегодня двояко. Возможно, такой скепсис возникает в том числе из-за большого количества непрофессиональных васту-консультантов, изучивших вопрос поверхностно. Многих же смущает неоднозначность использования термина «наука» в ее современном значении по отношению к предмету, затрагивающему астрологию, философию, психологию и даже хиромантию и нумерологию. Обвинения в шарлатанстве и суеверии, а также в замене архитектурной методологии на религиозные традиции нередки и в самой Индии. Другие говорят о незнании текстов по Васту или об их несерьезном толковании. В общем, вопросов много, и чтобы разобраться в этом хаосе идей, споров и интерпретаций, стоит, прежде всего, хотя бы на мгновение забыть о гегемонии современного научного скепсиса и погрузиться в чарующий мир детских восприимчивости и доверия.

История и мифология древней Индии многогранны и увлекательны. Для начала вспомним о двух древнейших городах, современниках Древнего Египта и Междуречья, родившихся в долинах Инда и Сарасвати — Мохенджо-Даро и Хараппа. Для своего времени это были передовые поселения с регулярной планировкой, строгой застройкой, системой канализационных и прочих коммуникаций. Относительно недавно (середина ХХ века) начатые раскопки пока не дают полного представления об этой культуре, однако известно, что из-за смены направления русла реки Индская и Хараппская цивилизации быстро пришли в упадок.
до читателя идеи, которые мне очень близки и представляются имеющими право на жизнь. Мне близка философия Вед, и я полагаю, что их история гораздо древнее официально установленных значений, как минимум потому, что изначальная природа ведических текстов устная, а география их распространения намного шире границ современной Индии.

Отношение к Васту сегодня двояко. Возможно, такой скепсис возникает в том числе из-за большого количества непрофессиональных васту-консультантов, изучивших вопрос поверхностно. Многих же смущает неоднозначность использования термина «наука» в ее современном значении по отношению к предмету, затрагивающему астрологию, философию, психологию и даже хиромантию и нумерологию. Обвинения в шарлатанстве и суеверии, а также в замене архитектурной методологии на религиозные традиции нередки и в самой Индии. Другие говорят о незнании текстов по Васту или об их несерьезном толковании. В общем, вопросов много, и чтобы разобраться в этом хаосе идей, споров и интерпретаций, стоит, прежде всего, хотя бы на мгновение забыть о гегемонии современного научного скепсиса и погрузиться в чарующий мир детских восприимчивости и доверия.

История и мифология древней Индии многогранны и увлекательны. Для начала вспомним о двух древнейших городах, современниках Древнего Египта и Междуречья, родившихся в долинах Инда и Сарасвати — Мохенджо-Даро и Хараппа. Для своего времени это были передовые поселения с регулярной планировкой, строгой застройкой, системой канализационных и прочих коммуникаций. Относительно недавно (середина ХХ века) начатые раскопки пока не дают полного представления об этой культуре, однако известно, что из-за смены направления русла реки Индская и Хараппская цивилизации быстро пришли в упадок.
и историей. Цель этого рассказа — донести до читателя идеи, которые мне очень близки и представляются имеющими право на жизнь. Мне близка философия Вед, и я полагаю, что их история гораздо древнее официально установленных значений, как минимум потому, что изначальная природа ведических текстов устная, а география их распространения намного шире границ современной Индии.

Отношение к Васту сегодня двояко. Возможно, такой скепсис возникает в том числе из-за большого количества непрофессиональных васту-консультантов, изучивших вопрос поверхностно. Многих же смущает неоднозначность использования термина «наука» в ее современном значении по отношению к предмету, затрагивающему астрологию, философию, психологию и даже хиромантию и нумерологию. Обвинения в шарлатанстве и суеверии, а также в замене архитектурной методологии на религиозные традиции нередки и в самой Индии. Другие говорят о незнании текстов по Васту или об их несерьезном толковании. В общем, вопросов много, и чтобы разобраться в этом хаосе идей, споров и интерпретаций, стоит, прежде всего, хотя бы на мгновение забыть о гегемонии современного научного скепсиса и погрузиться в чарующий мир детских восприимчивости и доверия.

История и мифология древней Индии многогранны и увлекательны. Для начала вспомним о двух древнейших городах, современниках Древнего Египта и Междуречья, родившихся в долинах Инда и Сарасвати — Мохенджо-Даро и Хараппа. Для своего времени это были передовые поселения с регулярной планировкой, строгой застройкой, системой канализационных и прочих коммуникаций. Относительно недавно (середина ХХ века) начатые раскопки пока не дают полного представления об этой культуре, однако известно, что из-за смены направления русла реки Индская и Хараппская цивилизации быстро пришли в упадок.
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание