автор: Антон Тендитный
25/08/23

ЛАМПОВЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ

Игры в классики, игры в бисер
ри словосочетании «сталинская архитектура» наше воображение справедливо проецирует торжественные массы, заполняющие циклопические парадные пространства, проспекты. Вокзалы, дворцы культуры и административные
ри словосочетании «сталинская архитектура» наше воображение справедливо проецирует торжественные
ри словосочетании «сталинская архитектура» наше воображение
ри словосочетании «сталинская архитектура» наше воображение справедливо проецирует торжественные массы, заполняющие циклопические парадные
Стены не изобилуют партийными пылесборниками, кои так щедро покрывают фасады парадных осей. На штукатурку падает тень от березы, на стене выделяется металлическая решетка балкона. Деревянные темно-вишневые двери подъезда открыты для всех гостей. Тут больше города-сада Говарда, нежели социалистического строительства. Тосканский ордер, а не коринфский, держит балкончики второго этажа.

И эта классика уездного города, где купчихи Кустодиева, дабы не попасть в списки, спрятали жемчуга и надели красные косынки, но все так же пьют чай из блюдечка. Это уездный город, где двухэтажные дома обывателей — больше декорация для Чехова, а не порнография соцреализма. Конечно, тут наверняка стоял стенд с наклеенной «Правдой», но понятия здесь все равно оставались мелкобуржуазными — зачем строить коммунизм, когда у меня балкончик и ванная?

Ренессанс и Русская усадьба; связующее — Палладио. То самое палладианство, что ублажало потребности господ и крупных землевладельцев, те самые усадьбы, что принадлежали тиранам и рабовладельцам — эта типология отвоевана и служит радостям рабочего класса.

Дома со скатной кровлей, которую держит что-то между тимпаном и щипцом, в центре которого небольшое рондо, связующее чердак с открытым воздухом, охра стен взаимодействует с тонкими белыми сандриками, балконы чередуются с эркерами и террасами с колоннами в один этаж. Количество профилей/обломов сведено к минимуму. Внутри деревянные лестница и перила. В квартирах бледноватые обои, керосиновые лампы, санузел с цементной плиткой и белые занавески, слегка скрывающие двор.

Двор же, как и парк при усадьбе, продолжение пасторали. Зимой — Брейгель: саночки, лыжи, снеговики и снегири. Летом — Левитан: пространство успокаивает и приглашает сесть на лавочку с книгой и бутербродом или сыграть в шахматы/домино/нарды. Много света, достаточно тени, свежий воздух и тишина, нарушаемая только детскими играми.
Наверное, этот образ больше бы подкупил людей на Западе, ведь тогда американская мечта еще не воплотилась в полном масштабе.
Хороша эта тенденция и тем, что реабилитировалась история как форма познания. Много пространственных схем и композиционных секретиков вернулось в обыденность из небытия: брошенные с парохода современности, колонны и скатные кровли смогли вернуться назад. Как было сказано выше, издающиеся монографии великих зодчих были актуалочкой, что очень приятно, ибо прогресс прогрессом, а вкусные рецепты бабушки знать надо, даже если ты на диете.

Чувствуется нутром, что все спроектировано с любовью, что желание погрузить обывателя в пасторальную картину, достойную уровня старых мастеров, было движущей целью и главной концепцией. Бесконечный диалог с прошлым, игра в классики превратилась в игру в бисер.
post scriptum ИЛИ ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ
  1. Новая деревня — ул. Школьная/ пр. Приморский
  2. Нарвская ул. Промышленная/ ул. Оборонная
  3. Большая Охта — пр. Большеохтинский/ пр. Металлистов
  4. Удельная ул. Гданьская/ ул. Дрезденская
  5. Щемиловка — ул. Крупской/ ул. Дудко
  6. Колпино — ул. Труда
  7. Царское Село — ул. Широкая/ ул. Магазейная
Если свернуть с парадных траекторий (даже в столицах) можно наткнуться на «тосканскую деревню», а не площадь «святого Петра», отойти с «Невского проспекта» и оказаться если не в помещичьей усадьбе, то, как минимум, на улочке уездного города.

С. О. Хан-Магомедов писал, что во времена своего обучения в МАРХИ Брунеллески и Палладио обсуждались как современники, и это легко представить, поскольку обсуждение и рефлексия на тему героев прошлых эпох видны в камне, кирпиче и дереве по всему бывшему Советскому Союзу.

Образцы данной рефлексии можно рассмотреть в малоэтажной застройке той поры, где мы замечаем, что она и в наши дни работает как некая притягательная картинка для жизни человека и своим идиллическим вайбом рисует нечто ламповое, нежели что-то людоедское. Парадокс в том, что сии изделия хоть и соответствовали программе освоения архитектурного наследия, но избегали функции тотальной пропаганды, «афишевости». Наоборот — здесь преобладали гуманизм, спокойствие, и некая медитативная отвлеченность от современных ей ужасов. Листва касается окон, на балконах летом пьют чай и вдыхают ароматы сирени, разбросанной то тут, то там во дворе, вместо черного воронка припаркована чайка счастливчика, которому выписали квартиру от райкома партии. Меньше пяти этажей, простой объем: либо коробочкой, либо уголком. Меж домами чугунная решетка. Во дворах и на улицах: бетонные клумбы, деревянные палисадники, а трансформаторные будки — портики из Древнего Рима, вазоны, деревянные скамейки с литыми опорами, группы деревьев в скверах, аллеи — будто Павловск размножается почкованием, и принципы английского сада эпохи сентиментализма проникают в каждый уголок проекта.
Эта архитектура не устремлена в многообещающее будущее; да, она стоит на прошлом, но происходит в ней тихое настоящее, которое застыло в своем собственном уютном вакууме.

Таким образом, просмотрев оборотную сторону медали, можно заметить, что в отсутствии пристального давления со стороны государства и в некой дистанции от ранговых мест архитекторы спокойно делали цельный и качественный продукт, избегая солянки Дворца Советов, и можно предположить, что большевистская мегаломания, ставшая брендом, скорее затрудняла, чем подстегивала к созданию уверенных и спокойных произведений искусства.

Прогуливаясь в наши дни по этой замечательной отдушине (отдушинах) советских зодчих, мы можем мотать на ус те приемы и решения, необходимые для создания уюта и комфорта в будущих пространствах для жизни. И наверное сегодня, в нашу интровертную эпоху, это очень актуальная вещь — двор из слоновой кости, где ничто не потревожит и не отвлечет от чтения книги на лавочке.
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
  1. pastvu.com (Пользователи: prostislav1, nvk45, Damon, JuraAlex, bugemout, Guaglione, Lycomed, limecat, const1234spb, oitru, Sergey Zyablikov)
  2. https://jaguardrive.ru/
  3. https://baulo.club/
  4. https://realty-slovakia.sk/
  5. https://peterburg.center/
  6. https://shagau.ru/
П
здания, сливающиеся в тотальный ансамбль и демонстрирующие мощь советского режима.

И это правда: имперские масштабы вошли в открыточные виды столиц и областных центров. Однако существует и оборотная сторона медали: помимо выполнения идеологического заказа, архитекторы успевали и отводить душу в более мелких масштабах…
массы, заполняющие циклопические парадные пространства, проспекты. Вокзалы, дворцы культуры и административные здания, сливающиеся в тотальный ансамбль и демонстрирующие мощь советского режима.

И это правда: имперские масштабы вошли в открыточные виды столиц и областных центров. Однако существует и оборотная сторона медали: помимо выполнения идеологического заказа, архитекторы успевали и отводить душу в более мелких масштабах…
пространства, проспекты. Вокзалы, дворцы культуры и административные здания, сливающиеся в тотальный ансамбль и демонстрирующие мощь советского режима.

И это правда: имперские масштабы вошли в открыточные виды столиц и областных центров. Однако существует и оборотная сторона медали: помимо выполнения идеологического заказа, архитекторы успевали и отводить душу в более мелких масштабах…
справедливо проецирует торжественные пространства, проспекты. Вокзалы, дворцы культуры и административные здания, сливающиеся в тотальный ансамбль и демонстрирующие мощь советского режима.

И это правда: имперские масштабы вошли в открыточные виды столиц и областных центров. Однако существует и оборотная сторона медали: помимо выполнения идеологического заказа, архитекторы успевали и отводить душу в более мелких масштабах…
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание