Авторы: Полина Шевчук,
Антон Тендитный
09/09/23

РАЗговор
на кухне в озерках

Новый гайд или подскаст в прозе.
Кухня в доме-точке на 13-м этаже. Закатное солнце отражается в окнах домов напротив и мерцает солнечными зайчиками на кухне. Деревянные рамы и рифленое стекло в дверях, Лысьва заботливо греет ужин. На улице идет жизнь: школьники идут с учебы, глухо падают яблоки и сливы на тротуары Северного проспекта, деревья в Сосновке пока едва тронул осенний поцелуй. Никому не дано обратить вспять смену времен года. Так проходят весна, лето, осень, зима, и скоро снова наступит весна. В лучшем спальном районе города.
А (Антон): Для меня Озера были всегда неким геологическим порталом в другой мир. Как известно, в древности Ладожское море было частью Балтики, но в один момент из-под коры начала вытекать магма и появился Карельский перешеек. А все, что осталось от единого водного пространства, превратилось (свелось) (сошлось) в Неву. Таким образом, когда ты на юге СПб, будь то Павловск или Парк Победы, ты видишь природу Восточно-Европейской равнины — это одна система. А когда ты на Суздальских озерах — ты уже в Финляндии, точнее, Фенноскандии. Тут активный рельеф, вместо лип и дубов — мириад сосен. Это южнейшая точка Калевалы…

…Неспроста это живописное место облюбовали дачники в конце XIX века, а Блок написал «Незнакомку».

П (Полина): По поводу портала в другой мир. У меня в детстве была игра: с балкона на кухне я пускала мыльные пузыри, и если они летели наверх — то я считала, что они летят к Зевсу, если вниз — к Аиду, если направо — то к Гее, потому что там Сосновка и лес, а если налево, то к Озерам — к Посейдону :) Так что, кроме геологического портала, в сознании меня-ребенка, он стал еще и мифологическим.

А: По моему мнению, Озерки — это самый уютный спальник эпохи Застоя (хотя мне больше нравится литературоведческий термин — «Бронзовый век»). На первый взгляд, можно поверить, что это преувеличение, и ничего интересного тут нет. И да, это дело вкуса, но все же дышать тут хорошо и вайб Озер (начиная с Эдит Пиаф или Синатры, играющих из ларька с дисками у светофора) обволакивает тебя своим звучанием. И сколько лет меня эта музыка из ларька прям всегда веселила.

П: От ларьков, кстати, избавились несколько лет назад, так что музыкальное сопровождение прибытия в Озерки исчезло. Теперь за атмосферу отвечают продавцы гладиолусов, кабачков и маринованных огурцов.
1. Станция метрополитена Озерки
А: Впервые я оказался на Озерах после девятого класса. Поднявшись на эскалаторе и увидя еще через стекло грязное пространство спонтанной торговли и Энгельса, бесконечно уходящего на север, мне стало не по себе. Но когда я оказался на Втором Суздальском, у меня произошел приятный диссонанс. В дальнейшем я часто появлялся на Озерах, и каждая новая прогулка оборачивалась небольшим открытием…

Выходя из вестибюля, форма которого напоминает раздвинутые ноги, я постоянно шепчу фразу Лунтика: «‎‎Я родился». Входя же в этот шедевр советского модернизма, я невольно ощущаю себя одним из тысячи сперматозоидов, стремящихся попасть на подземный поезд.

П: Мне удалось разглядеть всю красоту вестибюля и мозаик гораздо позднее того дня, когда я впервые оказалась на станции. Мамина тетя работала дежурным у эскалаторов в нижнем вестибюле, поэтому в детстве мы часто ходили к ней в гости, чтобы прокатиться на «лесенке-чудесенке». Единственное, что я четко помню из детства — светильники, похожие одновременно на созвездия и молекулы, золотистые жетоны и эскалаторы :)
Станция построена в 1988 году мастерской № 16 ЛенНИИпроекта. (Г.Н. Булдаков, В.Ф. Дроздов, В.М.Ривлин) В разработке архитектурных решений подземных и надземных вестибюлей принимал участие Владимир Васильевич Попов (1928−2020), что особенно приятно знать архитектурным студентам Петербурга*.

* Владимир Васильевич Попов — советский и российский архитектор, народный архитектор Российской Федерации, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Российской академии художеств, академик Международной академии архитектуры, профессор, член Союза архитекторов СССР. Долгое время Владимир Васильевич был заведующим кафедры архитектуры в Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И. Е. Репина.

К сожалению, насладиться видом станции метро сегодня довольно затруднительно: прилепившийся к вестибюлю «шедевр» нулевых в виде торгового центра сильно меняет впечатление от здания. Но мы попробуем взглянуть на него, отсекая лишнее.

Станция стоит на рельефе, и первый ярус представляет собой практически бастион с окнами-бойницами, над которым парит мощная структурная плита, облицованная декоративными каменными пластинами.

В контраст с монолитной формой навеса латунные детали рам, остекления, дверей, потолка, плафонов всегда отражают свет (и природный и искусственный) и создают мажорное настроение на спуск в подземелье.

Строгие, чистые формы вестибюля приятно контрастируют с однопролетным сводом подземной части и мозаичными панно, выполненного под руководством заслуженного художника РФ Ивана Уралова, заполняющими платформу, где тематику воды, обтекаемости, озер очень лирично дополняют молекулярные светильники интерьера. Наверное, здесь прекрасно видно, что спор физиков и лириков — профанация, и одно неотделимо от другого.
2. Корабли ЛГ-600
Изобретение блок-секционного метода (это когда типовой подъезд превращался в планировочный модуль [простой, угловой, поворотный] и дом набирался как змейка в тетрисе) позволило совместить принципы свободной планировки и традиционного периметрального квартала. Единый многоподъездный дом лентой опоясывал огромный зеленый двор с детскими садиками и площадками и одновременно формировал «красную линию»‎ улицы.

Поскольку вся жизнь запиралась во дворах, улицы превращались в место только для транзита и теряли свое классическое значение как общественное пространство. Огромные супрематические ленты, лишенные всякого декора и даже балконов (в классическом понимании, вместо них — лоджии), за счет непрерывного ленточного остекления напоминали круизные лайнеры (оммаж модернизму первого поколения, когда планировку лайнера ставили в образец для жилищного строительства — дом Наркомфина, марсельская жилая единица, Вайсенхоф) и поэтому неудивительно, что в портовом городе получили народное прозвище «‎корабли"‎ (корбюзианство по-советски). Но стоит признать, что когда находишься в этих домах, в комнатах, где стекло идет от стены до стены, а за ним море берез и тополей, ощущение некоторого «плавания» в среде присутствует.

Бесконечные ленты остекления, опоясывающие каждый этаж, имеют интересный ритм за счет повышения высоты плиты в каждой кухне. Повышение это выполнено не только для художественной выразительности фасада, но и для установки типового холодильника, который в стандартной планировке прислоняли к стене, а его крышка автоматически становилась продолжением подоконника и подставкой для хлебницы или комнатных растений.

Для разнообразия городской среды плиты этих домов красились либо в бледно-желтый, либо в пастельно-розовый, но, увы, в сочетании с белым, колористика этих домов напоминает выветрившийся зефир или заплесневевшую пастилу.
3. Городская поликлиника №104 Выборгского района
Первый этаж городской поликлиники представляет собой квадратный в плане стилобат, вырастающий из системы пандусов и лестниц — все для удобства посетителей. Расположенные среди однообразных домов-кораблей и панельных домов, образовательные, медицинские и социальные учреждения обладают более богатой пластикой. На кирпичную крестовину коммуникаций нанизываются блоки врачебных кабинетов с неизменным ленточным остеклением, планировка превращается в крестообразную. Даже интересно, закладывалась ли эта метафора медицинского креста при проектировании или нет. В то же время в Москве архитектором А. Д. Лариным была сооружена аптека, фасад которой представлял равносторонний супрематический крест. Так что вполне возможно, что эта игра с говорящей формой весьма неспроста.

Вокруг основного объема здания располагается несколько более мелких построек; подразумевалось, что со всех сторон к центральному строению можно будет пристроить специализированные отделения — МРТ, здание женской консультации и другие.

Нюансная асимметрия фасада добавляет зданию бóльшей динамики и превращает сооружение в подобие робота или космолета из Звездных войн.
4. Детские сады №111, 134
В ходе скромного ресерча нам не удалось выявить авторов данного проекта. Но ходят слухи, что несколько таких детских садов в Петербурге спроектированы по типовому чехословацкому проекту или, как минимум, им вдохновлены, что объясняет богатую пластику и обилие террас и балконов — в каждой группе предусмотрен выход на улицу для игр, прогулок и принятия солнечных ванн. К сожалению, в реалиях северного климата, а позднее и новых мер безопасности, в 90-е и 00-е большинство выходов на улицу уже не эксплуатировались. Это вам не Татры.
5. Сосновка
Дуэль Лермонтова, военный аэродром, кладбище домашних животных и собачьи озера — вот лишь малая часть того, что связано с Сосновским лесопарком.

Сосновка — самый большой из парков, расположенных в черте города, несмотря на это, он же является одним из самых неблагоустроенных, что, по нашему мнению, идет ему скорее на пользу. Еще 30 лет назад здесь видели косуль, а ежи и зайцы были обычным делом.

В белые ночи прогулка по парку отсылает к неким северным реминисценциям — нордичный вайб не покидает тебя, и ты предвкушаешь, что вот-вот — и ты набредешь на карельский хутор или хижину Бабы Яги. Башня Саурона (НИИ робототехники) хоть и из другого спальника, но также привносит свой шарм в озерную часть парка.

Ночь вообще очень про Озерки и про Сосновку, — сумеречная нега превращает природную часть Озер в пограничное пространство между антропоморфным и природным, личным опытом, жизнью и смертью.
Планировка больничного комплекса больше напоминает локацию компьютерной игры со сложным пространственным устройством или огромное аббатство времен зрелого средневековья.

На проспект Культуры ориентирован самый высокий блок — девятиэтажный госпиталь, представляющий собой практически крепостную стену с вертикальными членениями фасада, чей бесконечный штрих-код будто вторит природным ритмам соседнего парка. Такой же по плотности, но не по высоте блок выходит в сторону проспекта Луначарского. Поликлиника образует несколько внутренних дворов, из которых можно попасть в различные отделения поликлиники. Бесконечные лазареты формируют клуатры, а рыхлый кирпичный фасад смягчает восприятие столь огромного тела, да и вносит нотки гуманизма, чего так не хватает многим больничным институциям, и одновременно подыгрывает динамике проносящегося мимо транспорта, выныривающего из Сосновки.
7. Городская многопрофильная больница №2
Мощный бруталистический ансамбль, целый медицинский город, представитель больничной гигантомании, свойственной послевоенному модернизму, как на Западе, так и на Востоке. Цитадель здоровья занимает целый квартал вместе с медицинским колледжем и 104-й поликлиникой.

Вертикалями башен и лестничных клеток, а также пластикой стен с балконами здание напоминает Морской вокзал по проекту В. А. Сохина.

П: Ассоциации с цитаделью способствовали появлению локального топонима среди подростков: крытый наружный переход между моргом и больницей, через который также предусмотрен проход с улицы Сикейроса в сторону Учебного переулка, называется «‎галера"‎. В типологии советского благоустройства, да и в современном благоустройстве, редко можно встретить специально организованные тусовочные места, да и в целом, неорганизованные всегда интереснее — «‎галера» одно из таких стихийных, скрытых пространств.

А: Как мы можем заметить, Озера богаты на больничную типологию ;) То ли воздух свежий — карельский — то ли возвышенность, и уже не болото, но место явно просилось быть намоленным жрецами Гиппократа и Асклепия.
8. Дом с треугольными окнами. Учебный пер. д.2
«Если бы доходный дом делал Луис Кан» — лучшее описание этому строению.

Образец капиталистического романтизма примечателен решением оконных проемов противопожарных лестниц. Треугольные вырезы будто сняты с архитектуры кановских проектов, и этаж через этаж бегут к небу. Также примечателен розово-сиреневый колорит здания, будто палитра буржуазного ар-нуво вспомнила о себе после развала социалистического государства.

Коммерческий флигель, вынесенный к перекрестку с улицей Есенина, так же наполнен нотками ретроспективизма. Аркада первого этажа отсылает к традиционным гостиным дворам и зовет в плохую погоду навестить торговую функцию.
9. Квартал №12
Экспериментальный квартал, имеющий треугольную форму, претерпел значительные метаморфозы с момента своего проектирования до момента сдачи в эксплуатацию последнего дома.

Изначально квартал, жар-птица панельного домостроения, должен был показать новый подход к освоению и заселению новых территорий города. Корабли на тот момент уже устарели, и архитекторы пытались добиться богатой пластики и художественной выразительности в той же панельной парадигме. Помимо возвращения балконов и ризалитов на фасады зданий, большое внимание уделялось первому этажу как месту для встроенной бытовой инфраструктуры с различными функциями: торговля, детский сад, гараж — все это создавало «начинку» первого этажа, что с одной стороны экономило площадь территории, а с другой — наделяло жизнью красную линию фасадов, идущих по улице.

Также интересна игра силуэта в башнях данного комплекса и включение декоративной латуни как «‎фиксатора» света и знака некой идентичности (не здесь ли прорастают шпили Голден Сити?). Помимо общих черт, формирующих образ комплекса, интересно присмотреться и к деталям, таким как детские площадки, архитектура земли (пандусы, террасы, палисадники), уютно обыгрывающие перепад рельефа, оформление портала детского сада, отдаленно напоминающего лунные врата из садовой архитектуры Древнего Китая, а также к выбору фасадных материалов — мелкой плиточке, переливающейся на солнце и под дождем, как мозаика, крупному камню, покрывающему цоколь, а квадратные окошки техэтажа, и узкие вытянутые окошки встроенных помещений — все направлено на создание индивидуальной среды на уровне глаз, на уровне, куда могут дотянутся руки.

Кирпичная часть — это уже следствие архитектуры девяностых годов. Панель уходит на второй план, а красный кирпич, как нечто индивидное и камерное, набирает популярность по всей стране — достаточно вспомнить дачи новых русских — замковость и защищенность, как принцип, переходят на остаток квартала: дом-стена в девять этажей защищает от городской суеты милый двор, наполненный 3−4-этажными домиками из красного кирпича. Местами стены домов поросли плющом. Заземленный гараж с вентиляционными трубами и трансформаторные будки также выполнены из силикатного кирпича и являются неотъемлемой частью комплекса. Баланс высотности в застройке способствует уютному ощущению внутри комплекса, и оживленная жизнь у метро по ощущениям находится далеко.
10. Усадьбы
В дореволюционные времена Озерки представляли собой респектабельную усадебную среду, помимо дач здесь были рестораны, где «‎весенний и тлетворный дух» и породил «Незнакомку» (1906) А. А. Блока. И шарм летнего досуга предреволюционной России царил здесь с такой же силой, как и в других загородных ареолах (Сестрорецкий курорт, Вырица, Южный берег Финского залива и т. д.)

В ходе освоения новых территорий данная местность была нетронута — застройка велась на правой стороне Выборгского шоссе, а левая, усадебная, была превращена в общую рекреационную зону. Увы, в годы становления первых капиталов лакомая земля привлекала внимание новых хозяев судьбы, и от былого великолепия осталось не так уж и много. Канувшие в небытие дачи можно увидеть на архивных фотографиях, а также прочесть в биографиях прежних владельцев. Но хотим обратить внимание на следующие, дошедшие до нас:

  1. Дача-особняк Кудрявцева (Выборгское шоссе, 32) — неоклассицизм, 1912.
  2. Дача Глазунова (Варваринская ул., 2) — деревянный модерн, 1900-е.
  3. Дача Лесснера (Варваринская ул., 12) — деревянный модерн, арх. Архитектор фон Гук, 1890-е.
  4. Дача «‎Бельмонт» (ул. Корякова, 20) — неоклассицизм, 1910-е.
  5. Дом Гмызовой (библиотека Шувалово-Озерковская) (Елизаветинская ул., 8) — деревянный модерн, 1890-е.

Помимо этого, во время прогулки советуем обратить внимание и на более скромные деревяшечки, являющиеся хорошим фоном и составляющим неотъемлемый образ и характер данного места.
6. Госпиталь ГУВД. Областная Клиническая больница. МСЧ №122
11. Суздальские озера
Разной величины, три озера тянутся с юга на север и дают топоним данному району Петербурга. Геологи пишут, что раньше это было одно большое ледниковое озеро, но в дальнейшем оно распалось на настоящие слагаемые.

Суздальские они оттого, что сюда в XVIII веке переселили крестьян из Суздаля, Владимирской губернии, для работ на землях графов Шуваловых.

В настоящий момент притягательная рекреационная зона с пляжами, водными активностями, местами для спорта, пикников и прочих земных радостей, где в живописной атмосфере крутых берегов и густых массивов деревьев и не сразу скажешь, что в десяти минутах шумный город.

Совет от местного жителя: особенно приятно посидеть на корнях сосен на крутом песчаном рельефе среднего Суздальского озера.
P. S. Бонус, для тех, кто не устал:
Утраченный деревянный вокзал. Притягательная среда для досуга приманивала петербуржцев на озера еще до революции, в связи с чем в 1902 году была сооружена железнодорожная станция «Озерки» Терийокского (ныне Зеленогорского) направления Финляндской железной дороги по проекту архитектора Бруно Гранхольма. Увы, прекрасный деревянный павильон не дошел до наших дней, и пассажиры довольствуются только платформой.

Водная база «‎Озерки» — хороший совмод. Минималистичная модернистская пластина с закругленной башенкой, будто супрематическая субмарина, нависает над водной гладью среднего озера и по сей день служит для своей первоначальной функции — водных шалостей и активностей.
Ну все! У спокойной воды мы прощаемся, чтобы вы могли насладиться осенним пейзажем, криками чаек и запахом сосен. Есть ли в этом районе правда что-то волшебное, решать вам.

В китайском календаре не 4 времени года, а по разным версиям 24 или 72. Такое деление, по мнению японской писательницы Рёко Секигути, способствует большей чуткости к мельчайшим движениям времени. Эта чуткость рождается из слов: невозможно почувствовать то, чему нет названия. Надеемся, что добавили слов для чувства к лучшему, по нашему мнению, спальному району Петербурга — Озеркам.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

А.Блок «Незнакомка», 1906. Отрывок
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. https://www.citywalls.ru/
  2. Озерки. Первое озеро. 2017. 15 апреля / URL: https://pastvu.com/p/632 715 (Дата обращения: 2.09.2023)
  3. Курбатов Ю. И. Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург. — СПб: Искусство-СПб, 2008. — 278 с.
  4. Кириков Б. М. Архитектура Петербургского модерна. Общественные здания. Книга вторая. — СПб: Коло, 2017. — с.37 (544)
  5. Связь времен. Модель перспективной застройки. 2019. 5 августа / URL: https://vk.com/ (Дата обращения: 2.09.2023)
  6. Секигути Р. Нагори. Тоска по уходящему сезону — Москва: Ад Маргинем, 2022. — 144 c.
  7. Александр Блок. Незнакомка. — Рукопись, Озерки, 24 апреля 1906
ТП серия 1ЛГ-600
Архитектор Н.З. Матусевич
1970-е
Архитекторы: В. Ф. Дроздов, ЛенНИИпроект, конструктор В.Л. Бунич
1982−1983 гг.
1980-е гг.
Архитекторы Н. Н. Трегубов, О.В. Штейнмиллер
1980−1983 гг.
1978-1991
1998 г.
А.М.Апостола
Примечание:
Передвигаясь от одной точки нашего гайда к другой, помни, дорогой читатель, что лучше это делать через многочисленные дворы этого района — утопающие в зелени лабиринты сделают твой путь интересней и живописней. Сердце любого спальника — его дворы: цветущие, покрытые инеем, лужами или опавшей листвой — сезон не важен, ведь парковость всегда обеспечена. А улицу оставь транзитерам, ты же фланер.
1975−2004 гг.
Г. Н. Булдаков, В. В. Попов, В. Н. Ловкачев, В. З. Каплунов, Л. Б. Дмитриев, А. Я. Свирский, И. Н. Кусков, Н. З. Матусевич, М. А. Садовский, Н.А. Терещенко
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание