Автор: Антон Тендитный
17/06/23

гайд: средневековый петербург

Визуальное импортозамещение
геометрического торжества освоения пространства: Невский тризуб, Стрелка Васильевского острова, «Невская першпектива», прямые широкие улицы. Да, действительно, все это так. Однако особенности развития этой системы породили множество локальных казусов, до коих «тотальный ансамбль» так и не добрался, и чья спонтанность порождает сходство с той антитезой, с которой боролся город со дня своего основания — средневековостью.

Сей гайд обращается к ассоциациям пространства-формы. Тривиальная трактовка средневековости как комплекса больших стилей романики и готики здесь вторична, если не третична.

Какими параметрами оперирует данный список, что именно мы подразумеваем под «средневековостью»? Можно выделить конкретные черты:

  • Нерегулярность — то есть, отсутствие четкой геометрической формы в плане, исключающем симметрию или намек на ансамбль;
  • Кривизна — то есть, отсутствие упорядоченных перспектив и фокусировки на четкий пространственный сценарий;
  • Спонтанность — то есть, отсутствие равномерного освоения застройкой под нечто единое во временном и смысловом отношении;
  • Разномасштабность — то есть, соседство разных по высоте и ширине объектов, создающее рваный силуэт окружающего пространства;
  • Камерность — то есть, отсутствие парадности, уютная и сомасштабная человеку среда.
парадигме нового, регулярного города, избавленного от рудиментов феодальной эпохи и представляющего собой четкую систему геометрического торжества освоения пространства: Невский тризуб, Стрелка Васильевского острова, «Невская першпектива», прямые широкие улицы. Да, действительно, все это так. Однако особенности развития этой системы породили множество локальных казусов, до коих «тотальный ансамбль» так и не добрался, и чья спонтанность порождает сходство с той антитезой, с которой боролся город со дня своего основания — средневековостью.

Сей гайд обращается к ассоциациям пространства-формы. Тривиальная трактовка средневековости как комплекса больших стилей романики и готики здесь вторична, если не третична.

Какими параметрами оперирует данный список, что именно мы подразумеваем под «средневековостью»? Можно выделить конкретные черты:

  • Нерегулярность — то есть, отсутствие четкой геометрической формы в плане, исключающем симметрию или намек на ансамбль;
  • Кривизна — то есть, отсутствие упорядоченных перспектив и фокусировки на четкий пространственный сценарий;
  • Спонтанность — то есть, отсутствие равномерного освоения застройкой под нечто единое во временном и смысловом отношении;
  • Разномасштабность — то есть, соседство разных по высоте и ширине объектов, создающее рваный силуэт окружающего пространства;
  • Камерность — то есть, отсутствие парадности, уютная и сомасштабная человеку среда.
феодальной эпохи и представляющего собой четкую систему геометрического торжества освоения пространства: Невский тризуб, Стрелка Васильевского острова, «Невская першпектива», прямые широкие улицы. Да, действительно, все это так. Однако особенности развития этой системы породили множество локальных казусов, до коих «тотальный ансамбль» так и не добрался, и чья спонтанность порождает сходство с той антитезой, с которой боролся город со дня своего основания — средневековостью.

Сей гайд обращается к ассоциациям пространства-формы. Тривиальная трактовка средневековости как комплекса больших стилей романики и готики здесь вторична, если не третична.

Какими параметрами оперирует данный список, что именно мы подразумеваем под «средневековостью»? Можно выделить конкретные черты:

  • Нерегулярность — то есть, отсутствие четкой геометрической формы в плане, исключающем симметрию или намек на ансамбль;
  • Кривизна — то есть, отсутствие упорядоченных перспектив и фокусировки на четкий пространственный сценарий;
  • Спонтанность — то есть, отсутствие равномерного освоения застройкой под нечто единое во временном и смысловом отношении;
  • Разномасштабность — то есть, соседство разных по высоте и ширине объектов, создающее рваный силуэт окружающего пространства;
  • Камерность — то есть, отсутствие парадности, уютная и сомасштабная человеку среда.
Петербурга как градостроительной парадигме нового, регулярного города, избавленного от рудиментов феодальной эпохи и представляющего собой четкую систему геометрического торжества освоения пространства: Невский тризуб, Стрелка Васильевского острова, «Невская першпектива», прямые широкие улицы. Да, действительно, все это так. Однако особенности развития этой системы породили множество локальных казусов, до коих «тотальный ансамбль» так и не добрался, и чья спонтанность порождает сходство с той антитезой, с которой боролся город со дня своего основания — средневековостью.

Сей гайд обращается к ассоциациям пространства-формы. Тривиальная трактовка средневековости как комплекса больших стилей романики и готики здесь вторична, если не третична.

Какими параметрами оперирует данный список, что именно мы подразумеваем под «средневековостью»? Можно выделить конкретные черты:

  • Нерегулярность — то есть, отсутствие четкой геометрической формы в плане, исключающем симметрию или намек на ансамбль;
  • Кривизна — то есть, отсутствие упорядоченных перспектив и фокусировки на четкий пространственный сценарий;
  • Спонтанность — то есть, отсутствие равномерного освоения застройкой под нечто единое во временном и смысловом отношении;
  • Разномасштабность — то есть, соседство разных по высоте и ширине объектов, создающее рваный силуэт окружающего пространства;
  • Камерность — то есть, отсутствие парадности, уютная и сомасштабная человеку среда.
ПЬЯЦЕТТЫ
Помимо экстравертных площадей, являющих собой хрестоматийные образцы ансамблей барокко и классицизма (таких как Дворцовая и Сенатская), Петербург богат и нерегулярными. Они, обрамленные застройкой рубежа эпох, напоминают пьяцетты средневековых европейских городов, несмотря на отсутствие архитектуры тех времен, за счет хаотичности и разномассовости окружения, переносящего нас в абсолютно иную, уютно-беспорядочную среду.
  • Пьяцетта на Татарском переулке
Вытянутый треугольный участок, торец которого замыкает доходный дом Берковского (Н.Каценеленбоген, 1913 г.), напоминающего Loggia del Capitano Палладио.

  • Пьяцетта на пересечении переулка Нестерова и Съезжинской улицы
Сложное, хаотично перетекающее пространство, не имеющее регулярности от слова совсем.

  • Успенский сквер
Вышеупомянутое место приводит по переулку Нестерова к скверу, на который смотрит косой брандмауэр Доходного дома, имеющий мощный контрфорс. Торчащая за ним «кампанила» Князь-Владимирского собора добавляет спонтанности.

  • Пьяцетта на пересечении Малой Посадской и Каменноостровского проспекта
Плавно перетекающее пространство, окаймленное брутальной, зубцевидной в плане стеной Дома Цветов (Ж.Вержбицкий, 1982 г.), чья высота карниза создает довольно камерный масштаб. Плавная красная линия, уходящая по Посадской, только усиливает средневековый вайб. А через два дома от площади по М. Посадской можно наткнуться на реплику Palazzo Massimo alle Colonne 1951 года (М.Саркисов).
УЗКИЕ УЛИЦЫ И ПЕРЕУЛКИ
Один из главных архетипов средневековых городов — узкие улицы, которые петляют между кварталами города. С появлением многоэтажной застройки узость сделалась еще заметней, а пространство — еще затемненней.
Васильевский Остров

Как известно, раньше на месте линий были вырыты каналы. Внутри же кварталов располагались наземные проезды между участками, некоторые из которых сохранились и превратились в следующие улицы:

  • Улица Репина
Самая узкая улица Петербурга, наполненная множеством интересных деталей: местами это мощение, уютные двухэтажные дворики, аутентичные ворота и фактуры.

  • Волжский переулок
Отсюда открывается неоткрыточный вид на барочный Андреевский собор (А.Вист, 1764 г.). Необычный ракурс отсылает наблюдателя к восточноевропейским аллюзиям: Праге, Львову, Вильнюсу, полным спонтанными раскрытиями на барочные нюансы.
Центр

В центральной части Петербурга, казалось бы, совершенно рациональной, также можно найти несколько претендентов для нашего списка, будто специально затерявшихся в строгой сетке города.

  • Казачьи переулки
Два узких переулка, Большой и Малый, петляющие по кварталу между Загородным проспектом и Фонтанкой. Разномасштабная и разностилевая архитектура усиливают спонтанность пространства. Стоит обратить внимание на доходный дом Семенова (С.Гингер, 1915 г.) — суровый курдонер, облицованный гранитом и имеющим эркеры-башни и Егорьевские бани (П.Сюзор, 1877 г.), чей вытянутый фасад повышается с двух до пяти этажей по мере отдаления от красной линии.

  • Орловский переулок
На первый взгляд, ничем не примечательная улица. А интересна она тем, что в давние времена по ней шла трамвайная сеть, рельсы которой эффектно проходили через здание гостиницы Октябрьская в специально пробитой арке и выходили на Лиговский проспект. Увы, после демонтажа трамвайной сети арку заложили.

  • Митавский переулок
Входит в топ «Узкие переулки Петербурга». Интересен наличием внезапного поворота, который еще сильнее усиливает камерность и таинственность данной микро-артерии, скорее даже капилляра.

  • Переулок Радищева
Короткая улочка, идущая вдоль глухой стены здания Финского консульства, отсылает к променаду вдоль крепости или монастыря где-нибудь в Праге.
Улицы Лидваля

Уж так вышло, что Федору (Фредерику) Лидвалю посчастливилось создать собственные траектории в пространстве города. Первую — на рабочей окраине, Выборгской стороне; и вторую — в толще исторической застройки фешенебельной Фонтанки. Парадокс заключается в том, что эти пространства выполнены не спонтанно и хаотично, одним архитектором — все рационально. Но при этом характер, стилистика и сценарий пространства как бы заигрывают со средневековой романтикой и создают все туже интимную, камерную и сомасштабную человеку среду — средневековую, если рассматривать в нашей трактовке.

  • Переулок Нобеля
Начиная с проезда вдоль колоннады от доходного дома Нобеля на Лесном проспекте и далее в сторону Невы пространство навевает вайб шведского города, будь то Стокгольм, Упсала или Гетеборг. Красная линия одной стороны переулка контрастирует с рыхлым контуром другой. Разбавленное зеленью пространство улицы только добавляет спонтанности и многоплановости.

  • Доходный дом Толстого
Квази-улица — двор, который имеет кривую траекторию и оформлен эффектной входной аркадой как с Фонтанки, так и с улицы Рубинштейна. По структуре напоминает флорентийское Уффици.
ДЕТАЛИ
Помимо пространственных аллюзий, немаловажную нишу средневековых реминисценций занимают детали — нюансы разных масштабов, разбросанные по городу и создающие широкий ассоциативный спектр.
  • Часы на Кузнецком рынке
Часы — одно из главных изобретений средних веков, чьим наличием гордился каждый город, и в Петербурге их немало. Но часы Кузнецкого рынка попали в наш гайд неспроста — время на циферблате отмечено знаками зодиака, столь важными в те столетия. Достаточно вспомнить Часы Староместской ратуши в Праге, чтоб ощутить важность звезд-покровителей.

  • Ганзейский дом
В конце Таврической улицы, за Шпалерной, располагается дом, относящий нас к архитектуре ганзейских городов. Вытянутый фасад, сложносочиненный щипец, острый эркер, — все эти детали можно видеть в городах купеческого союза: Таллин, Рига, Гданьск, Штральзунд, Копенгаген и т. д.

  • Фонтан на фасаде дома Вавельберга
Декоративный фонтан «денежного палаццо» напоминает фонтанчики старых итальянских городов, которые служили поилками для лошадей.

  • Голый дом (это неофициальное название, сами придумали)
Главный фасад дома, выходящий на Кадетскую линию, — типичный классицизм, а вот тыльный фасад на тучковом переулке будто вытянут из плотной застройки Таллина или Стокгольма. Дом примечателен обнаженностью своего фасада. Как и положено дому Бюргера, скупой образ здания разбавлен только наличием арки и двумя полуциркульными проемами.

  • Арочный двор
Двор дома Милютиных по Невскому проспекту необычен наличием многоэтажной аркады-галереи. Прием свойственен центральной Европе в целях экономии лестничных клеток. В многоарочной композиции можно разглядеть и двор Вильнюсского университета, и монастырский дворик, и просто жилой дом старого Будапешта, где такими закоулками никого не удивишь.
АББАТСТВА И МОНАСТЫРИ
В любом средневековом городе можно обнаружить аббатства и монастыри, которые некогда были его неотъемлемой частью. Кампанилы и купола доминировали в силуэте «на фоне неба», а глухие монастырские стены служили фоном в повседневной жизни горожан.
  • Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Филиал Византии на Карповке.

  • Казанская церковь у Новодевичьего монастыря
Пятиглавый храм возвышается над простором Новодевичьего кладбища. Отсылает к средневековой архитектуре Греции времен поздней Византии.

  • Собор Феодоровской иконы Божией матери
Особенно интересен проход между храмом и служебным корпусом, а также «кремлевской стеной», идущей от собора вдоль Миргородской улицы. Здание собора — оммаж архитектуре Ростова Великого.

  • Сквер у кирхи св. Михаила
Пятачок, примыкающий с западной стороны костела, позволяет воспринимать постройку не как часть бесконечного Среднего проспекта, а как нечто интимное и камерное.

  • Двор Дома Шведской церкви
Если с Малой Конюшенной зайти в арку Дома Шведской церкви, можно попасть в очень узкий двор, выходящий на боковой фасад Шведской церкви (К.Андерсен, 1875 г.). Высота и узость двора создают необычайно компактное пространство, свойственное средневековым городам, а витражи фасада прекрасно дополняют «ламповости» локации.
ЗА ГОРОДСКОЙ СТЕНОЙ
Помимо городских пространств, средневековость можно найти и в пригородах Петербурга.
  • Императорские конюшни
Крупный неоготический комплекс в Петергофе, который на первый взгляд больше напоминает крупное тюдоровское поместье, могущее стать декорацией для съемок «Гарри Поттера».

  • Часовня Александра Невского в Александрии
Одиноко стоящая готическая капелла, магическим образом перенесенная из западной Европы на берега Финского залива.

  • Церковь Петра и Павла в Шуваловском Парке
Однонефная базилика с эффектным металлическим шпилем, затерявшаяся в зелени старых деревьев. Подобные мотивы можно встретить по всем берегам Балтики, будь то остров Саарема, Восточная Пруссия или же Померания.

  • Шапель в Царском селе
Неоготическая забава в Александровском парке. На первый взгляд, руина храма воспринимается как одинокостоящая башня, но стоит подняться на арку, ведущую внутрь павильона, можно убедиться, что это полноценный трехнефный храм, опоры которого растворяются в пространстве.

  • Феодоровский городок — «Китеж-град» — в Царском селе
Квинтэссенция школ древнерусской архитектуры в одном флаконе (Владимир и Суздаль, Ярославль, Псков и Москва), расположенная в Фермском парке. Вместе с Ратной палатой (С.Сидорчук, 1917 г.), казармами Его Императорского Величества конвоя (В.Максимов, 1916 г.), Феодоровским собором и Вокзалом императорской ветки Царскосельской железной дороги (В.Покровский, 1912 г.) создается калейдоскоп старорусских реминисценций.

  • Императорская ферма в Царском селе
Царская ферма представляет микс неоготических сооружений английского поместья с нотками фортификационных мотивов.

  • Приоратский дворец в Гатчине
Наверное, это самый средневековый пункт нашего гайда, поскольку он имеет прямое отношение к важному компоненту эпохи — рыцарству. Романтический каприз Павла Первого — летняя резиденция рыцарей Мальтийского ордена, бежавших в Россию от революционных изменений. Выполненный из землебитной конструкции комплекс зданий больше похож на замок, чем на дворец. Красные крыши, белые глинобитные стены и острый шпиль башни. Что еще нужно для погружения в эпоху турниров и прекрасных дам?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Автор и редакторы в конце работы явно ощутили пивной недостаток в организме. Кажется, точки на карте, обратившие на себя внимание сейчас, — отличный повод для трезвых и не очень прогулок в белые и не очень ночи.

Жажда хмеля, шепот мотылька...
Принесите кружку, лейте полтора!
И с горчинкой светлое,
И с тоской соленую.
Черную-премилую,
Пиву чернобровую.
Пенится, кривляется,
Где-то далеко
В Праге Златой варится,
Ждет меня оно...

— Антон Тендитный, ночь с пятницы на субботу, 2023
  • Площадь Репина
Участок неправильной формы, примыкающий к Фонтанке. Имеет доминанту — Съезжий дом Коломенской части (Р. Желязевич, 1851 г.) в виде кирпичной вариации Флорентийского Palazzo Vecchio. Таким образом, ратуша локального значения дополняет средневековый вайб неправильной площади.

  • Манежная площадь
Самое средневековое место золотого треугольника, находящееся в центре «тотального Ансамбля». После постройки Дома Офицерского корпуса (Б.Сеген, 1908 г.) была перекрыта выходящая на площадь парадная ось Инженерного замка, что полностью оформило спонтанный периметр. Palazzo Дома Кино вместе Casa Дома Радио и плавно перетекающим с Итальянской на Караванную контуром жилого дома усиливают нерегулярное прочтение участка.

  • Вилка Никольского переулка и Большой Подьяческой улицы
На набережной фонтанки сохранились выступы-остовы бывшего трамвайного моста, от оси которого образуется развилка на две артерии. Сильно вытянутый участок на сегодняшний день покрыт припаркованными автомобилями, несмотря на то, что по Европейским меркам это полноценная камерная площадь, имеющая прекрасные видовые характеристики на Каланчу и Исаакиевский (северное направление) и на Измайловский (южное направление) соборы. Трехэтажный дом-утюг, делящий ось моста на два направления, живописно контрастирует с парадно-помпезным доходным домом Марголиных (А.Лишневский, 1914 г.).

Отдельно выделяются пьяцетты Петроградской стороны, что неудивительно, учитывая «беспорядочную» планировку данной местности и стремительную застройку, темп которой помешал сформировать регулярную структуру, свойственную большей части города.
  1. citywalls.ru
  2. pastvu.com (пользователи: delexxx967, nvk45, BLABLOFFSKY, huck, nb92, _p_k)
  3. commons.wikimedia.org/
С
о школьной скамьи в наши умы внедряли тезис о новаторстве Петербурга как градостроительной парадигме нового, регулярного города, избавленного от рудиментов феодальной эпохи и представляющего собой четкую систему
о школьной скамьи в наши умы внедряли тезис о новаторстве Петербурга как градостроительной парадигме нового, регулярного города, избавленного от рудиментов
о школьной скамьи в наши умы внедряли тезис о новаторстве
феодальной эпохи и представляющего собой четкую систему геометрического торжества освоения пространства: Невский тризуб, Стрелка Васильевского острова, «Невская першпектива», прямые широкие улицы. Да, действительно, все это так. Однако особенности развития этой системы породили множество локальных казусов, до коих «тотальный ансамбль» так и не добрался, и чья спонтанность порождает сходство с той антитезой, с которой боролся город со дня своего основания — средневековостью.

Сей гайд обращается к ассоциациям пространства-формы. Тривиальная трактовка средневековости как комплекса больших стилей романики и готики здесь вторична, если не третична.

Какими параметрами оперирует данный список, что именно мы подразумеваем под «средневековостью»? Можно выделить конкретные черты:

  • Нерегулярность — то есть, отсутствие четкой геометрической формы в плане, исключающем симметрию или намек на ансамбль;
  • Кривизна — то есть, отсутствие упорядоченных перспектив и фокусировки на четкий пространственный сценарий;
  • Спонтанность — то есть, отсутствие равномерного освоения застройкой под нечто единое во временном и смысловом отношении;
  • Разномасштабность — то есть, соседство разных по высоте и ширине объектов, создающее рваный силуэт окружающего пространства;
  • Камерность — то есть, отсутствие парадности, уютная и сомасштабная человеку среда.
о школьной скамьи в наши умы внедряли тезис о новаторстве Петербурга как градостроительной парадигме нового, регулярного города, избавленного от рудиментов
о школьной скамьи в наши умы внедряли тезис о новаторстве Петербурга как градостроительной
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание