Автор: Елизавета Белова
30/03/24
О связи с физическим миром на примере стран Северной Европы. Часть 4

АРХИТЕКТУРА ДУХОВНОГО СОЗЕРЦАНИЯ — 4

ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНАЯ АРХИТЕКТУРА
Данный материал создан в рамках визуального исследования к выпускной квалификационной работе, разработанный в Школе Дизайне НИУ ВШЭ. Куратор: Фёдор Опарин, Рецензент: Ксения Малич. Декабрь, 2023.
В рамках исследования об архитектуре духовного созерцания невозможно оставить без внимания религиозную архитектуру. Эта тема нуждается в отдельном подробном изучении, поскольку имеет специфический характер своего развития, поэтому в качестве одной из глав было принято решение рассмотреть современные тенденции в строительстве этой типологии.
Чтобы проектировать здания с чувственной связью с жизнью, нужно мыслить так, чтобы это выходило далеко за рамки формы и конструкции.

Питер Цумтор
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Колхас Р., Айзенман П.. Суперкритика // пер. И. Третьяков – М.: Strelka Press. – 2017.
  2. Aurland Look out / Saunders arkitektur + Wilhelmsen arkitektur // archdaily.com
  3. National Tourist Route Trollstigen / Reiulf Ramstad Arkitekter + Oslo Norway // archdaily.com
  4. Selvika National Tourist Route // www.reiulframstadarkitekter.com
  5. The Therme Vals / Peter Zumthor // archdaily.com
  6. The Therme Vals / Peter Zumthor // archdaily.com
  7. Modulorbeat creates One Man Sauna inside a stacked concrete tower // www.dezeen.com
  8. Friluftssykehuset Outdoor Care Retreat Consolatory shelter for long-term patients // www.snohetta.com
  9. Veterans Home // www.effekt.dk
  10. Veterans Home // www.effekt.dk
  11. Vega Cottage / Kolman Boye Architects // archdaily.com
  12. Kjerringholmen Cabin / LINE SOLGAARD ARKITEKTER // archdaily.com
  13. Kjerringholmen Cabin / LINE SOLGAARD ARKITEKTER // archdaily.com
  14. Bruder Klaus Field Chapel / Peter Zumthor // archdaily.com
  15. Bruder Klaus Field Chapel / Peter Zumthor // archdaily.com
  16. Community Church Knarvik / Reiulf Ramstad Arkitekter // archdaily.com
  17. Community Church Knarvik / Reiulf Ramstad Arkitekter // archdaily.com
  18. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия // пер. М. Химанен – М.: Классика-XXI. – 2013.
  19. Henry Plummer. Nordic Light: Modern Scandinavian Architecture// .: Thames&Hudson. – 2014.
Часовня примирения построена на фундаменте довоенной несохранившейся церкви, а также содержит в своих конструкциях остатки снесенной в 1985 году одноименной церкви. Пропитанная глубоким уважением к истории, часовня выглядит современно: внешняя часть, выполненная из деревянных жалюзи, создает впечатление открытого пространства для каждого, а внутреннее помещение с оконным проемом, обращенным к небу, создает атмосферу уединения.
За простым прямоугольным фасадом скрывается мистический интерьер. Изначально выстроенный в форме вигвама каркас был залит бетоном, после чего деревянные балки подожгли. Оставшиеся обугленные стены производят неизгладимое впечатление на посетителя, а портал в крыше становится на таком фоне еще более контрастным.
Для меня здания могут обладать прекрасной тишиной, которая ассоциируется с такими атрибутами, как самообладание, самоочевидность, долговечность, присутствие и целостность, а также с теплотой и чувственностью; здание, которое является самим собой, являющимся зданием, ничего не представляющим, просто бытием.

Питер Цумтор
Необычная форма часовни интерпретирует традиционное отличие разных частей в планировке протестантских церквей. Рельефные складки в конструкции придают ритм интерьеру, а имитирующие витражи окна с обеих сторон наполняют пространство светом. При сложности формы здание полностью создано из деревянных панелей. Подход в проектировании часовни можно обозначить как синтез традиции и современных технологий.
Архитектура церкви Куоккала и стоящей рядом колокольни отличается скульптурностью: обтекаемость фасадов достигнута благодаря использованию шиферной плитки внахлест.

Внутреннее пространство церкви соучаствует в процессе духовного созерцания, создавая атмосферу просветления благодаря отделке светлым деревом, преимущественно елью местного происхождения.
Часовня Камппи находится посреди одного из центральных и оживленных пространств города Хельсинки. При этом здание и функционально, и внешне противопоставляет себя среде — фасад округлой формы контрастирует с окружающей архитектурой, а внутри человек может насладиться тишиной и спокойствием.

Большое значение во внутреннем пространстве играют свет и натуральные материалы. То же касается и фасада, собранного из натурального дерева, которое обработано нанотехнологичным воском.
Сакральное пространство — это спокойное пространство, в котором оживленные окрестности кажутся далекими.
Церковь Кнарвик символически находится на городском возвышении.
Здание тщательно адаптировано к существующему склону холма, создавая для церкви вдохновляющий контекст окружающего верескового ландшафта.

Внешний вид здания нельзя назвать традиционным, однако отдельные выразительные элементы вдохновлены норвежскими деревянными церквями, нашедшими отражение в современной интерпретации: простые материалы, четкие геометрические формы.

Рассматривая интерьер церкви, можно отметить использование такой же древесины, как и на фасадах, а также обилие источников освещения, которые позволяют пространству оставаться светлым даже в условиях короткого северного светового дня.
Форма новой церкви является естественным продолжением финской традиции церковного строительства.
Новая церковь Юливиеска построена на месте сгоревшей деревянной исторической. Кирпичные фасады благодаря своему цвету издалека напоминают дерево.

Светлый интерьер, выполненный с использованием дерева теплого оттенка, создает атмосферу тепла и уют. Душевному спокойствию и равновесию способствуют и проникающие в помещение лучи света.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможно, это визуальное исследование могло бы и вовсе не содержать текстовых описаний, поскольку в полной мере слова не могут отразить интуитивные ощущения. Однако, выявив закономерности используемых принципов, можно сделать предположения о том, что именно воздействует на человеческое бессознательное, и как создать атмосферу, необходимую для духовного созерцания.

Так, среди выявленных качеств, присущих для архитектуры духовного созерцания, в наибольшей степени оказалась выражено стремление близости к природе. Оно находит отражение и в эстетическом аспекте формирования среды: использование больших окон, позволяющих постоянно созерцать окружающий мир, и в выборе материалов, главным из которых является дерево.

Также этот аспект влияет и на взаимодействие архитектуры с природой, в котором человек стремится минимизировать свое вмешательство в естественную среду. Здания часто адаптируются под природный ландшафт, не уничтожая его в угоду строительства. Можно отметить и выбор наиболее щадящих технологий, при помощи которых возводятся здания.

Важную роль играет и освещение. В условиях северного климата недостаток света восполняется большими окнами, светлыми оттенками в интерьере, а также комфортным искусственным светом.

Наконец, стоит отметить, что несмотря на современность архитектурных форм, всем им присуща традиционная аскетичность. Сегодня в североевропейской архитектуре современные технологии и тенденции вступают в синтез с традицией, благодаря чему среда создается наиболее гармоничным путем.
Восприятие и осмысление мира совершается непосредственно в работе тела и органов чувств без преобразования этих ощущений в понятия и даже вовсе вне пределов сознания.

Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание
Колхас Р., Айзенман П.. Суперкритика // пер. И. Третьяков – М.: Strelka Press. – 2017.