Автор: Елизавета Белова
16/03/24
О связи с физическим миром на примере стран Северной Европы. Часть 3

АРХИТЕКТУРА ДУХОВНОГО СОЗЕРЦАНИЯ — 3

ГЛАВА 3. ЖИЛАЯ АРХИТЕКТУРА
Данный материал создан в рамках визуального исследования к выпускной квалификационной работе, разработанный в Школе Дизайне НИУ ВШЭ. Куратор: Фёдор Опарин, Рецензент: Ксения Малич. Декабрь, 2023.
Рассмотрение жилых зданий как части изучения архитектуры духовного созерцания необходимо, поскольку они глубоко влияют на повседневную жизнь и общее благополучие людей. Жилые здания — это то место, где человек проводит значительную часть времени, и эти пространства могут сильно повлиять на его состояние, эмоции и духовные переживания.

В исследовании рассматриваются частные жилые дома, поскольку именно в этой форме жилого строительства в полной мере может быть отражено субъективное ощущение человека о собственном доме, в отличие от унифицированного массового жилья.
После завершения строительства дома коттедж посетил отец клиентов, который провел свое детство в непосредственной близости от него. Получив возможность сесть — впервые — защищенный от стихий, он просидел несколько часов, молча наблюдая за постоянно меняющимся освещением над морем.
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Коттедж Вега построен недалеко от полярного круга и своим внешним обликом отображает традиции строительства жилья в этом регионе хижин, по-норвежски называемых «на уст». Здание обладает простой тектоникой, а его фасады облицованы будто обветренной ветром древесиной.

Дом построен на двух уровнях, подчиняясь ландшафту, с компактной и эффективной планировкой. В интерьере использованы сосна, окрашенная льняным маслом, и необработанная береза, что создает ощущение ручной работы.
Дом, построенный бюро Рейульфы Рамстада, рассчитан на семью из пяти человек и может адаптироваться к меняющемуся составу семьи и разным поколениям. Архитектура дома гармонично вписывается в окружающую природу и топографию и состоит из двух корпусов V-образной формы с остекленной стеной на пересечении. Интерьер отделан простой фанерой и монолитным бетоном. Окна обеспечивают достаточное количество дневного света и прекрасный вид, а также создают специальную нишу для отдыха.

Главным приоритетом при строительстве домов в Рейде было сохранить как можно больше окружающего ландшафта, что привело к созданию двух объемов: небольшого домика и пристройки, будто прячущихся в окружающей природе.

Благодаря удачному взаимодействию с рельефом, из панорамных окон домиков открывается невероятный вид как на лес, так и на склон холма.
«Хайте» — норвежское слово, обозначающее хижину. Традиционная норвежская хижина примитивна, в ней минимальными затратами ресурсов и пространства удовлетворяются потребности человека. задачей же в этом проекте состояла в переосмыслении традиций с сохранением функциональности и эффективности, при этом создании более просторного и светлого пространства.

В проекте было решено отказаться от двускатной крыши в пользу более сложной, благодаря чему дом не только наполнен светом (что также подчеркивается светлой внутренней отделкой), но и позволяет обозревать окружающий ландшафт со всех возможных сторон.
В отличие от предшествующего проекта, в доме в Крконоше — двускатная крыша, что придает ему архетипическую форму; при этом крыша разрывается акцентным выступающим окном, поэтому не выглядит традиционно. Дом выстроен в подчинении рельефу в несколько уровней. Такое решение вторит нетронутости территории, на которой построен объект.

Внутреннее пространство напоминает храм, наполненный лучами солнца, отражающимися от белых поверхностей.
Важнейшим аспектом в создании проекта хижин было невмешательство в ландшафт, ввиду чего для постройки в скале было сделано только 4 отверстия для каждого дома. Считается, что именно с этого берега более тысячи лет назад уплыл Флоке Вильгердссон — первый поселенец острова Исландия.

Треугольная и плоская форма домов-кают позволяет выдерживать суровый климат и сильнейшие ветра.
Использование наименьшего возможного количества креплений в скалах также используется в проекте хижины Кьеррингхольмена.
Такой подход «стройте меньше, стройте с умом», уважительное отношение к природе и сохранение как можно меньшего экологического следа — естественное норвежское мышление, поскольку нам нравится проводить время на природе, на свежем воздухе и в путешествиях.

Обилие окон и непосредственная близость к воде делают этот дом идеальным местом для созерцания природы и стихии.
Это небольшая, детально проработанная, уютная и рациональная деревянная хижина, предназначенная для взаимодействия с внешним миром за счет акцента на связь между внешним видом и интерьером, видами и эркерными окнами.
Дома-близнецы были построены бюро Рейульфа Рамстада для отца и сына. Находясь на живописном пологом склоне, дома обеспечивают неприкосновенность частной жизни каждого из членов семьи, а самые большие окна открывают вид на озеро.

Планировка позволяет наиболее эффективно использовать имеющуюся площадь. Несмотря на темный и необычный внешний вид, внутри пространство выглядит свободно и светло.
Целью проекта бюро Snøhetta являлось создание такой среды, которая позволила бы полностью слиться с природой, и даже находясь внутри дома, не ощущать разрыва с ней. Дома, построенные прямо на склоне горы, будто зависают в воздухе и парят над лесами.

Интерьеры домиков довольно сдержаны, ведь все внимание обращено вовне, сквозь большие панорамные окна. Фасады обшиты необработанным красным кедром, который со временем посереет, и дом станет еще более похожим на «валун». Гранит и древесина, вырубленные во время подготовки территории, были использованы в проекте, чтобы минимизировать приносимый строительством ущерб природе.
Название проекта происходит от эстонского слова «подглядывать». Неординарная приподнятая конструкция и компактная планировка создают ощущение уединения.

Интерьер выполнен из побеленного дуба, а под стеклянным потолком подвешен гамак, на котором человек может почувствовать себя «парящим» среди леса.
ВЫВОД
Хорошо спроектированное жилое здание может создать благоприятную среду для созерцания и личных размышлений. Такие элементы, как естественное освещение, гармоничные пропорции, качественные материалы и продуманное пространственное расположение могут способствовать ощущению покоя, безмятежности и связи с окружающим миром.

Более того, жилые здания служат убежищем от внешнего мира. Они обеспечивают уединение, позволяя находить утешение и комфортно заниматься духовными практиками.
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание
Колхас Р., Айзенман П.. Суперкритика // пер. И. Третьяков – М.: Strelka Press. – 2017.