Автор: Елизавета Белова
02/03/24
О связи с физическим миром на примере стран Северной Европы. Часть 1

АРХИТЕКТУРА ДУХОВНОГО СОЗЕРЦАНИЯ — 1

КОНЦЕПЦИЯ
ГЛАВА 1. СМОТРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Данный материал создан в рамках визуального исследования к выпускной квалификационной работе, разработанный в Школе Дизайне НИУ ВШЭ. Куратор: Фёдор Опарин, Рецензент: Ксения Малич. Декабрь, 2023.
Духовное созерцание — процесс познания душевного состояния и саморефлексия отношений между человеком и окружающим миром, поиск своего места в этом мире.

В эпоху виртуализации и технологического прогресса человек постепенно растворяется в информационном потоке и теряет связь с физической реальностью. Духовное созерцание — это также и возвращение ощущения физического присутствия в собственном теле посредством фокуса внимания на пространстве вокруг, что происходит благодаря архитектуре.

В визуальном исследовании я изучала архитектуру как посредника между человеком и процессом духовного созерцания, «переживания встречи с несчитываемым» [1], в связи с чем считаю необходимым выявить инструменты, избираемые архитекторами для этих целей, а также рассмотреть закономерности в выборе средств.

В рамках исследования я рассматривала современную архитектуру северной части Европы, поскольку именно для менталитета этих стран, в особенности скандинавских, характерно стремление к гармонии с окружающей, местами недружественной человеку, средой, к умеренности и простоте. Это стремление исходит из исторического крестьянского протестантского прошлого. Также среди прочих имеющих значение факторов можно назвать влияние модернизма, неизменно прослеживающееся в разной степени в каждом объекте исследования. Я рассматриваю современную североевропейскую архитектуру духовного созерцания как сформировавшийся феномен, поэтому фокус внимания смещаю на поиск приемов, употребляемых из проекта в проект разными архитекторами.
Смотровые площадки в северных странах Европы, в особенности в Норвегии, являются неотъемлемой частью туристической инфраструктуры. Созданию этой типологии уделяется особое внимание государства: в Норвегии реализуется Национальная программа живописных маршрутов (Nasjonale turistveget), которая, кроме своего непосредственного назначения, представляет собой площадку для реализации идей молодых архитекторов наравне с приглашенными уже состоявшимися звездами.
ДЕРЕВО
Ландшафт настолько фантастический, что трудно улучшить место, но в то же время очень легко разрушить атмосферу, вставив на участок слишком много элементов. Несмотря на то, что мы выбрали выразительную форму, концепция представляет собой форму минимализма в попытке сохранить и дополнить существующую природу.
Так говорят о проекте в Эурланде его авторы, Тодд Сондерс и Томми Вильхельмсен. Площадка действительно не выглядит инородно в окружающей ее среде: используемый материал можно встретить в окружающем ландшафте, а плавная форма напоминает горную реку.
Смотровая площадка Тунгенесет, архитектурное бюро Code, Норвегия, 2007
В данном случае вдохновением для площадки послужил окружающий ее скалистый берег, который авторы повторили в острых углах сопряжения бортиков. Деревянная тропа позволяет преодолеть сложный спуск, «протягивая руки» между величественной, будто недостижимой красотой фьорда и посетителем.
Лаконичная, но одновременно уникальная и органическая форма, выбранная для павильона норвежского дикого северного оленя, позволила совместить в одном проекте традиционные и современные технологии обработки дерева. Интерьер и в этом случае вдохновлен природой и символизирует отточенную стихией твердую породу, на которую открывается вид через стеклянный фасад.
Местоположение смотровой вышки в Сельюре не было случайным, в основе выбора — легенда о мифическом змее. По легенде, в озере Сельюр живёт гигантское морское чудовище похожее на угря. Оно известно как Сельма (Selma) и, по словам местных жителей, чудовище переворачивает лодки и танцует на воде.

Из башни открывается обзор на озеро, в котором проживает существо, и сама форма напоминает извивающуюся змею благодаря выступающим сегментам. Ночная подсветка усиливает мистическую атмосферу места.
Башня Помпеюс построена на месте военного укрепления и повторяет направление одного из наблюдательных фортов. Таким образом происходит фактическое переосмысление функции места и ее изменение из оборонительной в созерцательную.

Также в башне есть туристический центр и театр под открытым небом.
Лестница в равной степени сочетает в суровый внешний вид металлической облицовки, контрастирующей с окружением и возвышающейся над ним, и деревянные элементы внутри, более дружественные для восприятия человеком. Лестница будто парит в воздухе — такой эффект достигнут благодаря стеклянным элементам, размещенным на краю обзорной площадки и между ступенями.
МЕТАЛЛ
Даже несмотря на определенно запоминающуюся форму, смотровая площадка туристического центра Тролльстигена не затмевает пейзаж. Вид напоминает картину «Странник над морем тумана» К. Д. Фридриха, наполненную романтизмом, который даже на временном расстоянии в два века кажется неизменным в окутанных туманом вершинах.

Проект напоминает космический корабль, приземлившийся на необитаемой планете.
Архитектура как бы одомашнивает космические понятия пространства и времени, делая их понятными и удобными для человеческого обитания.

Рейульф Рамстад
Ландшафтные объекты в Мехе служат напоминанием об уникальной природе и геологии местности, их форма вдохновлена молекулой диатомовой водоросли, являющейся важной частью экосистемы острова.
45-метровая башня с внутренним спиралевидным пандусом, длина которого составляет 650 метров, возвышается над пологим окружающим ландшафтом, открывая поднявшимся наверх посетителям виды, недоступные для обзора прежде. Несмотря на внушительные размеры, башня гармонично вписывается в окружение, поскольку использованные для строительства материалы — закаленная сталь и местный дуб — не контрастируют с окружающей средой и не вмешиваются в среду обитания местных животных.

Спиралевидный пандус становится средством возвышения человека над миром в прямом и переносном смысле, создавая ощущение последовательного вхождения в состояние транса. Этот уникальный опыт доступен большему количеству людей благодаря отсутствию ступенек.
БЕТОН
Объект для туристического маршрута Сельвика был создан с использованием минимума ресурсов для его эксплуатации. Он представляет из себя группу смотровых площадок и зон отдыха, доступных любому человеку благодаря использованию пандусов. Длинный путь обусловлен необходимостью обеспечения спуска по крутому склону пляжа, но архитекторы воспользовались этим как преимуществом, превратив пандус в набережную, продлевающую знакомство с ландшафтом.
Идея заключалась в том, чтобы создать человеческую деталь среди необъятности ландшафта, которая так же неподвластна времени, как и сам ландшафт, и которая привлекает внимание к взаимосвязи между продолжительностью впечатлений и масштабностью пространственных обстоятельств

Рейульф Рамстад
Ощущение инопланетной, нетронутой человеком среды становится вдохновением для метафорического изображения лунного ландшафта, в котором поверхности стен кажутся изрезанными кратерами.
Схожую атмосферу имеет и смотровая площадка на Сохлбергплассен.

Сетка конструкций была разработана таким образом, чтобы сохранить как можно больше деревьев и оставить выбранный участок леса в неизменном состоянии. При этом форма площадки создана с учетом наиболее выигрышных видовых точек. Два этих фактора стали решающими в формообразовании и реализации мягкого архитектурного вмешательство, усилившего эффект созерцательности места.
Зона отдыха Уредда, архитектурное бюро Haugen/Zohar Arkitekter (HZA), Норвегия, 2018
Проект получил название «Уреддплассен», что в переводе с норвежского означает «место, где нет страха». Со смотровой площадки действительно открывается умиротворяющий вид на фьорд и бескрайнее море, отголоском которого становится плавная форма бетонного павильона и словно выточенные волнами скамьи из мрамора Фауске, который называют «норвежская роза» из-за его уникального розового оттенка.
Треугольная форма смотровой площадки Утсиктена символизирует покрывало для пикника, что создает подходящую атмосферу для путников, следующих через гору Гаулар. Цвет бетона для площадки был подобран в соответствии с окружением. Над формой и материалами велись длительные и тщательные работы, а перед созданием проекта изготавливались прототипы из проволоки и детали из предполагаемых материалов прямо на месте. Благодаря такому подходу в конечном итоге можно заметить, насколько гармонично выглядит эта потрясающая своими размерами площадка в окружении нетронутого величия гор.
ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание
Колхас Р., Айзенман П.. Суперкритика // пер. И. Третьяков – М.: Strelka Press. – 2017.