Автор: алина Байздренко
01/04/23

уТОПИЯ: АЛЬПИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Обзор на мечтательный, антивоенный и стремящийся
к истине проект Бруно Таута
Первая часть рассказывает о самом сердце альпийских колоний — Хрустальном Дворце. Он может быть расположен на берегу озера, а может быть и на снежной вершине горы. Главное, что дает такое окружение — дополнительную игру света и цвета.

Основной строительный материал — стекло. Медный шпиль Хрустального Дворца отражает солнечный свет, который преломляется в разцветных стеклянных стержнях. Волшебный свет радужных бликов отражается в воде или в природном аналоге стекла — во льду.

Пусть к центральной части колоний лежит по стеклянной лестнице. Она украшена такими же пустотелыми стеклянными стержнями, идет мимо горных рек под аркадами, меняющими размер в зависимости от ширины ущелий.

Иными словами, и путь, и сама цель преображают человека с помощью природной красоты и света, усиленных архитектурными формами. Это нужно, чтобы прихожанин Хрустального Дворца, выполняющего практически функцию храма, мог почувствовать «великую тишину», царящую в его интерьере. Изредка она может нарушаться музыкой органа или оркестра, но хранить ее должен каждый, кто переступает порог.
Мы продвигаемся в изучении Альпийской Архитектуры из центра, и следующая, вторая часть проекта посвящена преображению гор и долин. Сами названия листов говорят о рае на земле, который мечтает создать Таут: «Над морем облаков», «Цветущая долина», «Хрустальная гора», «Долина с водопадами», «В окружении снега и льда», «Каменный купол».

Каждое действие архитектора неразрывно связано с желанием подчеркнуть естественную и архитектурную основу Альп во всем ее многообразии. Главным строительным материалом остается стекло, которое теперь служит яркими акцентами в белоснежных снегах и облаках. В долинах из него собираются цветы, заметные с высоты птичьего полета как части сложных композиций. В горах — общественные пространства, в которых изучается преображение воды (река — пар — облако), а на их вершинах — изумрудные арки.

Хрустальная архитектура гор и долин видна не только днем. Тысячи прожекторов освещают стеклянные элементы в темноте, чтобы красота цвета и света не покидала горную местность и ночью.


Третья часть Альпийской Архитектуры посвящена Европе. Это эскизные проекты преобразования разных составляющих Альп и инструкция по «украшению» Швейцарии, скал Тироля, озер Италии, Ривьеры и Монте-Розы.

Таут предлагает идеи для конкретных точек на карте, изображая на эскизах конструкции из стекла и металла, каждая из которых уникальна: из отражающих и преломляющих свет материалов собираются композиции, создающие сложные панорамы. Также архитектор предлагает изменить существующий ландшафт так, чтобы сделать их с архитектурой игру еще более выразительной.

Каждая из горных вершин украшена по-своему: хрустальными аркадами, рассыпанными кристаллами, рубинами, металлическими пластинами и шарами.

Архитектура, внедренная в озера — мосты, ступенчатые и органические структуры. Долины украшены конструкциями, пронзающими массу деревьев и сияющими на солнце рубинами.

Но главное, что дает третья часть — обращение к европейцам.
Небо в алмазах открыто не только Европе, но и всему миру. В четвертой части практически нет рассуждений о природе человека, красоты, добра и зла — есть эскизы, на которых изображены уже не только горные хребты, но и планета целиком.
В пятой части архитектурные фантазии выходят за пределы поверхности Земли, изменяя представление о солнечной системе и звездах, находя общее в том, что недоступно человеческому глазу, в масштабах вселенной и тем, что можно воздвигнуть у нас под ногами.

Бруно Таут скончался в 1938 году, к счастью, не дожив до Второй Мировой войны. Проект «Альпийской Архитектуры» стал переломным: позже Таут признавался, что понимая, о чем должны думать и мечтать люди, он не может заниматься будничной архитектурной деятельностью и испытывает к ней отвращение.

В 1919 году после выхода этого проекта в свет Бруно Таут начал переписку между архитекторами, название которой — «Стеклянная цепь». Под псевдонимами и без архитекторы мечтали и обменивались друг с другом утопическими проектами. Ее участниками стали В.Гропиус («Масса»), Г.Финстерлин («Прометей»), брат Таута — Макс Таут, братья Ганс и Василий Лукхарты и Ганс Шарун. Сам же Таут писал под псевдонимом «Стекло».

За «Альпийской Архитектурой» последовали «Корона города» (1919) и «Распад города» (1920). Также Бруно Таут был издателем журнала Frühlicht, который помогал ему поддерживать утопические проекты и творческие объединения единомышленников.

Таут был уверен, что задача людей — украшать Землю, пропуская красоту через себя. Он мечтал о свете и единении, но все мы знаем, какие события последовали за мечтами о рае на земле.

Невольно хочется задаться вопросом:
Может быть, мы все занимаемся не тем?
Альпийская Архитектура, Бруно Таут
Альпийская Архитектура, Бруно Таут
Центральная часть проекта объясняет, почему он был создан, как следует использовать и читать эти идеи, а также дает наставление.
Альпийская Архитектура, Бруно Таут
Народы Европы! Объединяйтесь!
Таут признает, что его проект — утопия, которая вряд ли сможет стать реальностью. Но вместе с тем он убежден, что претворить «Альпийскую Архитектуру» в жизнь возможно.

Человечество должно бросить все силы на строительство общего проекта, который вовсе и не должен быть функциональным. Он должен быть красивым.
Но осчастливило ли нас «полезное»? <...> Комфорт, удобство, скорость, хорошая еда, ножи и вилки, железная дорога, поезда, шкафы... А еще оружие, бомбы и устройства для убийства! Полезное и удобное, но созданное без высшего замысла — скука. Скука приносит ссоры, раздоры и войны: ложь, грабежи, убийства, несчастья... Миллионы, миллионы истекают кровью!
Если люди могут бросить все свои силы на насилие и жестокость, то почему нельзя перенаправить их во благо? Действительно ли «Альпийская Архитектура» нереалистична?

Таут мечтает, чтобы каждый рабочий на каждом заводе трудился во имя этого проекта. Тогда однажды люди смогут выглянуть из иллюминатора самолета по дороге в Альпы — в свой новый дом — и увидеть преображенный с его помощью мир и «великую красоту», испытать высшее блаженство, счастье, а главное — «исцелиться».
Лист 16. Обращение к европейцам
Лист 25. Земля, Азия
Лист 28. Звездная система
  1. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. — 1980, 1985. Перевод Е. А. Дубченко — 1990
  2. Bruno Taut. Alpine Architektur — 1919, p.37
  3. Deborah Ascher. Bruno Taut and the First World War // Athens Journal of History, Volume 1, Issue 2 — 2015 — p.97-114
  4. José Juan Barba. Bruno Taut, Alpine Architecture // METALOCUS — 2015 (metalocus.es)
  5. Leiden University Libraries (universiteitleiden.nl)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Двадцатый век насыщен событиями, изменившими ход истории. Одно из важнейших, бесспорно, — Первая Мировая война. Спустя всего четырнадцать лет после начала столетия мир содрогнулся от ужаса кровопролития. Масштабы трагедии позволили усомниться в том, что в людях еще живет что-то человеческое, и перейти к размышлениям: что можно сделать, чтобы избежать повторения этого кошмара и навсегда отвратить мир от насилия и жестокости?

Архитекторы не были исключением, а многие проекты, считающиеся ныне «иконами», новые стили и направления также стали плодами размышлений о том, что именно нужно изменить в окружающем нас мире, чтобы забыть о войне.

Главные выводы свелись к необходимости окружить человека светом, расчистить для него пространство и вернуть его к природе, от которой люди отворачивались все больше вместе с развитием городов и ростом численности населения.

Архитекторы, художники и мыслители ХХ века работали над решением этой проблемы на разных уровнях. Мы знаем о проектах, манифестах, трактатах, выставках, новых системах обучения и «правилах», призванных менять старый уклад жизни. Однако не всегда сильные идеи, мысли и чувства, способные что-то изменить, возможны к реализации или изложены в виде четких инструкций.

Мечты не обязаны быть реалистичными. Некоторые из них могут существовать в качестве маяков или звезд, указывающих, какой курс стоит взять.

Автором одной из таких «звезд» стал Бруно Таут (1880, Кёнинсберг — 1938, Стамбул), немецкий архитектор, символист и пацифист, с болью и кровоточащим сердцем наблюдавший за тем, как каждый день люди гибли на войне от своих же изобретений, глупости и жестокости.

«Альпийская Архитектура» — утопический проект, созданный Таутом в 1917 г. и выпущенный ограниченным тиражом в 1919 г. Он базируется на мечте переселить людей в Альпы, основав там несколько колоний-поселений, и состоит из пяти частей. Глобальные планы, снабженные акварельными эскизами, раскрывают суть проекта постепенно, начиная от Европы и заканчивая устройством не только мира, но и мироздания.
Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции запрещается. Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите нам на почту.

Используя сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения и политику конфиденциальности данных.

СМЗ Байздренко Алина Михайловна ИНН 784001236091
Архитектурное издание