Собственно о конкурсном предложении.
Участок проектирования находился в прибрежной части некоего острова. Какого — не вспомнить. Можно было размещать проектируемый объект на берегу, можно на воде.
Доступ к зданию необходимо было обеспечить как с суши, так и с моря. Поэтому запроектированы два моста, пирс с причалом и маяком.
Программой требовалось сделать несколько функциональных зон: зона прибытия, зона изучения (своего рода НИИ), зона проживания и зона общего сбора для выступлений, дискуссий и церемоний.
Мы разместили эти зоны «слоями» по вертикали друг относительно друга, связав тремя коммуникационными узлами в башнях, со смотровыми площадками наверху. То есть, публика по мостам или по пирсу попадает в первый уровень — зону прибытия — центральный круглый холл с необходимыми помещениями по периметру, где происходит регистрация, прочие организационные процессы, а также расположены офисы, кафе, магазины и прочее.
На следующем уровне расположены две функциональные группы, скомпонованные вокруг центрального двора треугольной формы: зона изучения с библиотекой и лекционными залами и зона проживания — общежитие — со своим приватным двориком и видом на океан. Этот уровень мы представляли себе как своего рода монастырь или резервацию для ученых, где им никто не мешает сосредоточиться на предметах изучения. Еще выше висит круглый амфитеатр площадки для общих сборов, дискуссий и церемоний. По центральной вертикальной оси здания в каждом уровне запроектированы отверстия, которые являются световыми дворами, а также обеспечивают визуальную связь уровней между собой.
В плане сложилась центричная схема из кругов, треугольников и шестиугольников с радиальными лучами.
которой выбран именно этот проект, мне неизвестна. Могу только предполагать. Возможно, бегло или подробно ознакомившись на сайте «Витрувий и сыновья» с примерно сотней проектов мастерской, The Fools посчитали наиболее (а может, и единственно) интересным именно этот.
Или другой вариант: проект выбран в качестве антипримера, — скажем, если в издании планируются рубрики «Курьезы», «Парадоксы истории», «Нафталин», The FoAls или что-то вроде этого…
А может быть, наоборот, наш сайт был просмотрен внимательно, творчество изучено, скрупулезно вычислена хронология, и найдено чуть ли не самое раннее (древнее) произведение. С него бережно сдули пыль прошлого тысячелетия, а эта публикация — первая в ряду последующих ста с чем-то. По принципу «в каждый следующий номер издания — по одному проекту». В любом порядке. Можно в хронологическом, шахматном, тематическом, юбилейном, случайном или любом другом. Кстати, это хороший план, на мой взгляд. Для более чем 100 номеров издания уже понятно, чем заполнить какую-то его часть... Если подход такой, то название рубрики или раздела (занимаемой исключительно нами, естественно), может выражать уважение, почитание, а, возможно, даже открытую лесть. Скажем, Fools’ Gold (по названию песни The Stone Roses).
В общем, возможных вариантов мотива выбора именно этого проекта — масса. Третий, из перечисленных мной, безусловно, самый приятный. Да и самый правильный, что уж там говорить. Но, кто же знает, что на уме и в планах The Fools... Издание новое, скорее всего, прогрессивное, в каком направлении оно будет развиваться — неизвестно.
В любом случае, изданию с таким названием отказать невозможно. Попросили рассказать — значит, надо рассказать. Про «Трех слонов», значит, про «Трех слонов».
The Fools сообщили, что их интересует широкий круг вопросов: что? как? когда? почему? при каких обстоятельствах? Ну и дальше по списку. В принципе, интересует все.
Поэтому попробуем принцип «мозаичного» повествования, в этом случае — единственно возможного, на мой взгляд.
неизвестна. Могу только предполагать. Возможно, бегло или подробно ознакомившись на сайте «Витрувий и сыновья» с примерно сотней проектов мастерской, The Fools посчитали наиболее (а может, и единственно) интересным именно этот.
Или другой вариант: проект выбран в качестве антипримера, — скажем, если в издании планируются рубрики «Курьезы», «Парадоксы истории», «Нафталин», The FoAls или что-то вроде этого…
А может быть, наоборот, наш сайт был просмотрен внимательно, творчество изучено, скрупулезно вычислена хронология, и найдено чуть ли не самое раннее (древнее) произведение. С него бережно сдули пыль прошлого тысячелетия, а эта публикация — первая в ряду последующих ста с чем-то. По принципу «в каждый следующий номер издания — по одному проекту». В любом порядке. Можно в хронологическом, шахматном, тематическом, юбилейном, случайном или любом другом. Кстати, это хороший план, на мой взгляд. Для более чем 100 номеров издания уже понятно, чем заполнить какую-то его часть... Если подход такой, то название рубрики или раздела (занимаемой исключительно нами, естественно), может выражать уважение, почитание, а, возможно, даже открытую лесть. Скажем, Fools’ Gold (по названию песни The Stone Roses).
В общем, возможных вариантов мотива выбора именно этого проекта — масса. Третий, из перечисленных мной, безусловно, самый приятный. Да и самый правильный, что уж там говорить. Но, кто же знает, что на уме и в планах The Fools... Издание новое, скорее всего, прогрессивное, в каком направлении оно будет развиваться — неизвестно.
В любом случае, изданию с таким названием отказать невозможно. Попросили рассказать — значит, надо рассказать. Про «Трех слонов», значит, про «Трех слонов».
The Fools сообщили, что их интересует широкий круг вопросов: что? как? когда? почему? при каких обстоятельствах? Ну и дальше по списку. В принципе, интересует все.
Поэтому попробуем принцип «мозаичного» повествования, в этом случае — единственно возможного, на мой взгляд.
по которой выбран именно этот проект, мне неизвестна. Могу только предполагать. Возможно, бегло или подробно ознакомившись на сайте «Витрувий и сыновья» с примерно сотней проектов мастерской, The Fools посчитали наиболее (а может, и единственно) интересным именно этот.
Или другой вариант: проект выбран в качестве антипримера, — скажем, если в издании планируются рубрики «Курьезы», «Парадоксы истории», «Нафталин», The FoAls или что-то вроде этого…
А может быть, наоборот, наш сайт был просмотрен внимательно, творчество изучено, скрупулезно вычислена хронология, и найдено чуть ли не самое раннее (древнее) произведение. С него бережно сдули пыль прошлого тысячелетия, а эта публикация — первая в ряду последующих ста с чем-то. По принципу «в каждый следующий номер издания — по одному проекту». В любом порядке. Можно в хронологическом, шахматном, тематическом, юбилейном, случайном или любом другом. Кстати, это хороший план, на мой взгляд. Для более чем 100 номеров издания уже понятно, чем заполнить какую-то его часть... Если подход такой, то название рубрики или раздела (занимаемой исключительно нами, естественно), может выражать уважение, почитание, а, возможно, даже открытую лесть. Скажем, Fools’ Gold (по названию песни The Stone Roses).
В общем, возможных вариантов мотива выбора именно этого проекта — масса. Третий, из перечисленных мной, безусловно, самый приятный. Да и самый правильный, что уж там говорить. Но, кто же знает, что на уме и в планах The Fools... Издание новое, скорее всего, прогрессивное, в каком направлении оно будет развиваться — неизвестно.
В любом случае, изданию с таким названием отказать невозможно. Попросили рассказать — значит, надо рассказать. Про «Трех слонов», значит, про «Трех слонов».
The Fools сообщили, что их интересует широкий круг вопросов: что? как? когда? почему? при каких обстоятельствах? Ну и дальше по списку. В принципе, интересует все.
Поэтому попробуем принцип «мозаичного» повествования, в этом случае — единственно возможного, на мой взгляд.
Центр изучения мировых религий и культур в Японии, международный студенческий конкурс
Проект «Три Слона», 1995
Авторский коллектив:
Творческое объединение «Витрувий и сыновья»:
Падалко С.В., Мелентьев Д.А., Мусанов И.В., Быков Д.Л., Виноградов А.А.
Когда общая схема собралась в объеме, стало понятно, на что это похоже: на иллюстрации «концепции плоского мира». Где земля на слонах, а слоны на черепахе. Практически один в один.
Действительно, первый уровень (зона прибытия) — это черепаха. Она в океане, как и положено в каноне. На ней слоны (стеклянные башни с вертикальными коммуникациями). Три штуки, все четко. Опять совпало. А еще выше, диск земли (наука и жилье).
Если придираться, то, строго говоря, в нашей редакции диск не «на слонах», а застрял «между слонами». И еще присутствует неканонический экстра-бонус в виде верхней площадки для церемоний. Но мы сочли эти мелкие несовпадения несущественными и решили не стеснять себя рамками буквализма. Возникла необходимость сделать картину с животными и показывать ее в качестве концептуального фасада и символа нашего предложения. Проект же конкурсный!
Надо еще добавить, что, глядя на уровень с наукой и жильем, вспоминался и остров Лапуту. Но как в эту историю вплести еще и Свифта, мы не придумали.
Так вот, про слонов и черепаху. Так как было решено показывать их в одном ряду с фасадами (а не где-то с краю, в виде почеркушки или карикатуры), нам захотелось достичь качества старого рисунка или гравюры в этом изображении. Мы никак не успевали (да и не могли) сделать это сами. Поэтому обратились за помощью к нашему старшему товарищу М.Б.Атаянцу, учившимуся тогда на шестом курсе. А к кому еще? Просьбу так и сформулировали: необходимо изображение черепахи, слонов и диска земли в качестве старых мастеров. Максима Борисовича просьба нисколько не удивила; он только попросил уточнить, кого именно мы имеем ввиду. Мы бормотали что-то невнятное, а потом выдавили: «ну, хотя бы Дюрер...». Максим Борисович сразу согласился; тем же вечером приехал в мастерскую и за ночь сделал цанговым карандашом картину удивительной красоты и качества прямо на планшете с фасадами. Это было очень круто. Стало понятно, что и фасады надо оставить в карандашной графике, а всю иллюстративную часть объединить черным фоном.
К сожалению, качественно сфотографировать макет и подачу мы не успели. Сделали копии ее листов на единственном широкоформатном черно-белом ксероксе в копицентре в Шведском переулке. Цветных копировальных машин и сканеров больших форматов в городе тогда еще не было. Во всяком случае, в общем доступе. Поэтому, изображения, которыми мы располагаем сейчас, только приблизительно похожи на оригинал.
Про оригинал. Планшеты дошли до адресата с двухнедельным (если я правильно помню) опозданием, уже после того, как конкурс состоялся. Почтовая служба честно об этом сообщила. Не могу сказать, что это нас порадовало, но и не расстроило совсем. Даже странно. Возможно, все перекрыло удовольствие от совместно сделанного продукта и отлично проведенного времени.
При всей винтажности качества имеющихся изображений, мы с 2002 года размещаем проект «Три слона» на всех версиях нашего сайта, включая новую, для которой в очередной раз сортировали проекты несколько лет назад. С того момента я просматриваю его первый раз, благодаря интересу, проявленному к нему The Fools. Спасибо редакции за этот повод!
Итак. Речь идет о проекте для студенческого конкурса «Центр изучения мировых культур и религий» в Японии. Где именно в Японии, и почему там, никто не помнит. Аннотация к проекту подавалась отдельным документом как приложение к графической части и уехала в общей бандероли по адресу устроителей конкурса. Компьютера у нас тогда не было, записали от руки то, что сочинили всем коллективом, а нашему другу, переводчику Джойса и Йейтса, пришлось все это литературно обработать на английском, набрать текст и распечатать. К сожалению, аннотация утеряна, и многие подробности не восстановить. Сразу делаю на этом акцент, так как дальше в тексте будет много «не вспомнить».
При этом, есть и то, что вполне «вспомнить».
Плакат с информацией о конкурсе появился на доске объявлений нашего факультета, около деканата, за две с половиной недели до подачи. Программа конкурса лежала в самом деканате, в конверте с иностранными марками формата А4. Качественная брошюра на хорошей бумаге с отличным дизайном и полиграфией, очень похожая на журналы, которые мы во время обучения смотрели в библиотеке, только тоньше в несколько раз.
Организатор конкурса — какая-то большая архитектурная ассоциация, то ли британская, то ли американская. Спонсором конкурса было отделение DuPont (вроде бы), которое занималось светопрозрачными конструкциями и материалами. В программе конкурса в числе прочего говорилось о необходимости применения этих материалов.
Мы учились на пятом, преддипломном курсе. Был второй семестр, и как раз пауза между подачами. То есть, эскиз недели через две. Сразу приступив к обсуждению круга вопросов, который нас взбудоражил, мы позвонили в открывшуюся в Санкт-Петербурге незадолго до этого почтовую службу UPS (а может, DHL) и выяснили, что бандероль с планшетами будет идти до места назначения недели полторы. Путем несложных вычислений поняли, что если делать, то есть неделя. И решили развлечься.
Да, только надо уточнить, что перед звонком в почтовую службу было уже придумано, что это будет. Само предложение, в общих чертах. Это я помню очень хорошо. Придумано было в два захода, в тот же день. В курилке перед спортзалом, сразу по прочтению программы и, через несколько часов, в мастерской Ж.М.Вержбицкого, напротив циркуля (архитектурные мастерские первых и вторых курсов — прим. ред). Потом все только уточнялось, проверялось и дополнялось в работе над подачей.
Тут можно отвлечься от хронологии, нахлынувших воспоминаний, отложить подробности и сказать, чем, на мой взгляд, этот конкурс является важным для нас.
- Это первая совместная работа в составе, который в дальнейшем стал мастерской. Из сочетания личных дружеских отношений, совпадения профессиональных, музыкальных, литературных и многих других определяющих интересов и предпочтений, что-то получилось.
- Это первая совместная работа, подписанная «Витрувий и сыновья». Необходимость общего имени (наименования, названия), стала очевидна на третий день. Когда стало понятно, что уже точно будет, что им подписывать. Имя было предложено и, с некоторыми поправками, почти сразу принято. Все происходило очень быстро и само собой, как и образовавшийся состав участников.
Кстати, не было никакой претензии на уникальность, мы тогда уже прочитали и довольно подробно знали про Taller (архитектурное бюро Taller de Arquitectura — прим. ред).
Дальше (опять возвращаемся к пунктирной хронологии) стало понятно, что работать над этой задачей в Академии, вместо того, чтобы заниматься курсовым преддипломным проектом большепролетной конструкции «Ледовая арена», чревато порицанием и жесткой обструкцией со стороны руководства факультета. Мы переместились в мастерскую родных одного из участников коллектива, в Петербург Достоевского, на Среднюю Подьяческую, в декорации действия известного детективного произведения. Это был первый этаж во дворе-колодце, куда солнечные лучи не достают никогда. Как и в произведения упомянутого литератора, впрочем. Из любопытного: есть мнение, что прямо над аркой этого самого двора какое-то время жил Игорь Северянин. Это так, к слову...
Обязательно надо сказать, что эта мастерская помогла нам и в дальнейшем: после дефолта в августе 1998 года мы переехали туда и работали до весны 1999-го.
Но это я отвлекся.
Так вот. Делать совместную работу вне Академии, будучи предоставленными самим себе, было для нас чем-то совсем новым. Вообще. Другое состояние. Как говорят, новый опыт. Не то чтобы нам не нравилось работать в Академии. Очень нравилось: и работать, и учиться, и просто находиться там очень здорово. Но это было совсем другое: тут свое расписание, и схему работы мы определяли сами. Не надо было уходить в десять вечера или запираться по мастерским, выключать свет, ожидая, когда пройдет обход академической охраны по этажу, чтобы работать ночью. Не надо было уменьшать громкость звукового аппарата и тщательно выбирать музыкальные произведения, чтобы не травмировать окружающих.
Наоборот, здесь кассетный Telefunken рычал громко и радостно. The Cure, The Smiths, Pixies, Soup Dragons, Wolfgang Press, Jesus Jones, Charlatans и другие любимые исполнители, сменяя друг друга как на фестивале, обогащали нас духовно с приличным уровнем звука. Материалы для макета, уже готовые его части и прочие инструменты покрывали большинство поверхностей в помещениях мастерской, и их не надо было убирать или складывать в кучку. Ну, и так далее…
Недавно сообразил, что проектирование одновременно с моделированием мы опробовали первый раз именно тогда. То, что сейчас проверяем в быстрых моделях SketchUp, тогда проверялось на том самом макете, который делался практически одновременно с чертежами. То есть, многое корректировалось и додумывалось в проекциях, глядя на то, что получалось в объеме.
В журнале JA, незадолго до описываемых событий, мы увидели шикарный макет, где зелень была сделана из натурального мха. У кого-то хватило ума это вспомнить. Пришлось идти разгребать талый снег и отковыривать мох с гранитной набережной канала Грибоедова, стараясь не путать его с собачьими экскрементами. Потом тщательно сушить феном в мастерской собранную массу, а затем вновь отсортировывать мох от всего остального. Малоприятное занятие, но эффект стоил того.
Макет получился очень красивый и удивительно крепкий. Он переезжал с нами из мастерской в мастерскую лет 10 минимум. Только потом развалился. Да и то, из-за небрежной транспортировки, я думаю.
Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»
Япония, международный студенческий конкурс.
Проект «Три Слона», 1995
http://vitruviosons.com/ he Fools попросили рассказать о проекте «Три слона», сделанном нашей мастерской в 1995 году (28 лет
he Fools попросили рассказать о проекте «Три слона», сделанном нашей мастерской в 1995 году (28 лет назад, страшно подумать). Выбор меня несколько удивил. Причина, по которой выбран именно этот проект, мне
he Fools попросили рассказать о проекте «Три слона», сделанном нашей мастерской в 1995 году (28 лет назад, страшно подумать). Выбор меня несколько удивил. Причина,
he Fools попросили рассказать о проекте «Три слона», сделанном нашей мастерской в 1995 году (28 лет назад, страшно подумать). Выбор меня несколько удивил. Причина, по
назад, страшно подумать). Выбор меня несколько удивил. Причина, по которой выбран именно этот проект, мне неизвестна. Могу только предполагать. Возможно, бегло или подробно ознакомившись на сайте «Витрувий и сыновья» с примерно сотней проектов мастерской, The Fools посчитали наиболее (а может, и единственно) интересным именно этот.
Или другой вариант: проект выбран в качестве антипримера, — скажем, если в издании планируются рубрики «Курьезы», «Парадоксы истории», «Нафталин», The FoAls или что-то вроде этого…
А может быть, наоборот, наш сайт был просмотрен внимательно, творчество изучено, скрупулезно вычислена хронология, и найдено чуть ли не самое раннее (древнее) произведение. С него бережно сдули пыль прошлого тысячелетия, а эта публикация — первая в ряду последующих ста с чем-то. По принципу «в каждый следующий номер издания — по одному проекту». В любом порядке. Можно в хронологическом, шахматном, тематическом, юбилейном, случайном или любом другом. Кстати, это хороший план, на мой взгляд. Для более чем 100 номеров издания уже понятно, чем заполнить какую-то его часть... Если подход такой, то название рубрики или раздела (занимаемой исключительно нами, естественно), может выражать уважение, почитание, а, возможно, даже открытую лесть. Скажем, Fools’ Gold (по названию песни The Stone Roses).
В общем, возможных вариантов мотива выбора именно этого проекта — масса. Третий, из перечисленных мной, безусловно, самый приятный. Да и самый правильный, что уж там говорить. Но, кто же знает, что на уме и в планах The Fools... Издание новое, скорее всего, прогрессивное, в каком направлении оно будет развиваться — неизвестно.
В любом случае, изданию с таким названием отказать невозможно. Попросили рассказать — значит, надо рассказать. Про «Трех слонов», значит, про «Трех слонов».
The Fools сообщили, что их интересует широкий круг вопросов: что? как? когда? почему? при каких обстоятельствах? Ну и дальше по списку. В принципе, интересует все.
Поэтому попробуем принцип «мозаичного» повествования, в этом случае — единственно возможного, на мой взгляд.