ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА
Данный материал создан в рамках визуального исследования к выпускной квалификационной работе, разработанный в Школе Дизайне НИУ ВШЭ. Куратор: Фёдор Опарин, Рецензент: Ксения Малич. Декабрь, 2023. Изучение архитектуры духовного созерцания касается исследования общественных пространств, поскольку они могут оказывать влияние на благополучие людей и их убеждения и могут быть спроектированы так, чтобы посетители испытывали чувства открытости, спокойствия. Это особенно важно для тех, кто не имеет доступа к специально отведенным духовным пространствам или по каким-либо причинам не чувствует себя комфортно в традиционной религиозной обстановке.
Приют для велосипедистов представляет собой незамысловатое здание, позволяющее передохнуть в пути в защищенном от стихии месте. Благодаря аскетичному внешнему виду объект удачно встраивается в ландшафт.
Гора, камень, вода — строительство в камне, строительство с камнем, в гору, строительство из горы, нахождение внутри горы — как можно архитектурно интерпретировать значение и чувственность ассоциации этих слов?
Питер Цумтор
Архитектура туристического центра Тролльстигена вторит горному пейзажу благодаря резким углам и холодным оттенкам бетона, а комфортные и функциональные пространства позволяют полностью погрузиться в процесс созерцания.
Меандр, как мы его называем, — это спроектированное негативное пространство между блоками, пространство, которое соединяет все, проходя по всему зданию, создавая мирный пульсирующий ритм. Передвигаться по этому пространству — значит совершать открытия. Вы идете как по лесу. Каждый там ищет свой собственный путь.
Питер Цумтор
Находящийся на краю утеса туристический центр Квосфоссена скрыт в рельефе, и со стороны дороги видна лишь его низкая наклонная крыша, похожая на те, что можно встретить в домах близлежащей деревни. Внешняя деревянная облицовка пропитана краской на основе дегтя, что делает внешний вид здания одновременно и традиционным, и современным.
Павильон находится на месте старого бункера и противопоставляет изначальной функции места открытую площадку, со всех сторон окруженную стеклом и позволяющую посетителю видеть и быть видимым.
Тонкая, парящая конструкция словно взмывает в воздух над тяжеловесным бетоном старого военного укрепления.
Термы Питера Цумтора построены из местных кварцитовых плит и внешне напоминают будто вырубленную из скалы пещеру.
Получившееся пространство кажется мистическим. На контрасте резких форм и природных материалов стирается грань между созданным природой и человеком. Такое окружение способствует духовному восстановлению и получению нового опыта, направленного внутрь себя.
Сауна для одного человека была создана из стандартных бетонных элементов для строительства шахтных стволов в рамках фестиваля искусств The Detroit Project. В проекте переосмысляется ситуация в регионе, в результате которой крупные шахты прекращают свою деятельность, а люди теряют работу.
Наша идея состояла в том, чтобы превратить бывшую промышленную площадку в сауну, которая связана с идеей ничегонеделания.
Архитектор проекта Ян Кампшофф
Рутинный процесс работы шахтера переосмыслен как поэтапный процесс нахождения в сауне. Такую сауну можно назвать «перевернутой» шахтой. Оказавшись на самом верху, посетитель может открыть стеклянную крышу и насладиться окружающим ландшафтом.
Проект бюро Snøhetta является уединенным убежищем вблизи больницы и предназначен для физической и психологической передышки от госпитализации. Благодаря изолированному местоположению ретрит кажется абсолютно отдельным местом, где можно отвлечься и побыть наедине с природой. Форма конструкций отсылает к детским домикам на дереве, меняя настроение посетителей и за счет приятных ассоциаций.
Природа дарит спонтанную радость и помогает пациентам расслабиться. Пребывание на природе приносит им новое спокойствие, которое они могут принести с собой в больницу.
Марен Остволд Линдхайм,
детский психолог из Университетской больницы Осло и одна из инициаторов проекта.
Интерьер домиков также облицован дубом. Использование натуральных материалов усиливает терапевтическое воздействие природы на человека и способствует выздоровлению.
Сауна считается заключительным дополнением к музею, а его концепция основывается на важном значении сауны в традиционной финской культуре. Здание дополнено плавающей на поверхности озера тропой. Внутренние помещения также полностью облицованы натуральными материалами.
Здание молодежного общество Доннинга построено на месте старого сгоревшего центра. Находясь в окружении гор, центр будто теряется в просторе и сливается с камнями. Возведенный из самых доступных материалов, центр несет в себе полезные социальные функции: кроме объединения местного молодежного сообщества он также служит убежищем для туристов.
Дом ветеранов архитектурного бюро EFFEKT представляет собой комплекс из нескольких зданий с разным функциональным назначением.
Помещения спроектированы в соответствии с принципами лечебной архитектуры, уделяя внимание благополучию посетителей и любым физическим и психологическим недостаткам, с которыми могут столкнуться члены группы пользователей.
EFFEKT
В павильоне проходят совместные творческие занятия, а также занятия спортом. Адаптация к обществу и взаимодействие с людьми помогает в духовном восстановлении, чему также способствует и природа, окружающая центр.
Одновременно дизайн поощряет подвижность и общественные мероприятия, в то время как другие люди смогут побыть наедине с собой в спокойных условиях и обстановке, способствующей реабилитации.
EFFEKT
В комплекс включено специальное строение для уединения. Этот павильон построен из светлого дерева, а большое окно не только обеспечивает обзор, но и пропускает много света, что способствует улучшению ментального самочувствия.
Фонд Остров Хомбройх представляет из себя удивительный ансамбль зданий, но отдельного внимания заслуживает корпус, построенный полностью из вторично использованного голландского кирпича. Находясь на лоне природы, на хоть и формально, но изолированном островке земли, такая архитектура настраивает на искренний взгляд на искусство, скрытое за этими мимикрирующими в монотонную среду стенами.
В процессе рассмотрения общественных пространств разного функционального назначения прослеживается схожее стремление к внутренней свободе. Здание не замыкает посетителя внутри себя, а инициирует его диалог с окружающей средой. Такой подход кажется наиболее логичным и гармоничным.